[Оглавление]


[...читать полную версию...]



ДЕТИ  КРИСТАЛЛЫ  ВЛАДИСЛАВА  КРАПИВИНА


В группе поклонников творчества писателя Владислава Крапивина в социальной Сети открыли тему "Дети Индиго".

Автор темы написал:

"А вам не кажется, что Крапивин все время пишет о детях индиго? Это чрезвычайно ранимые, замкнутые дети, наделенные какими-либо необычными талантами, при этом обладающие высоко развитым чувством справедливости, нетерпением к злу и насилию, но при этом немного не от мира сего".

Но, как и следовало ожидать, большинство читателей резко воспротивились попыткам втиснуть любимого автора в какое-либо идеологическое или эзотерическое клише.

А я думаю вот как.

Я думаю, что герои Крапивина - имеют сходство не с Детьми Индиго, а - с Детьми Кристаллами.

И совсем не так уж важно, существует ли в действительности массовая плеяда родившихся в конце 20-начале 21в детей с необычными способностями и аурой кристаллической формы. Дело тут в другом. Дети Кристаллы были на планете всегда. И не так далече, как - внутри нас самих.


"- Подожди. Я не о его офицерском звании. Бытовала легенда о Командоре. О человеке, который ходит по свету и собирает неприкаянных детей. И не просто детей, а таких, как Галька, со странностями.

- Койво?

- Да... Именно им чаще других неуютно и одиноко в нашей жизни. Потому что они опередили время... Так говорил Командор. Говорил, что они - дети другой эпохи, когда все станет по-иному. Тогда, в будущем, каждый сможет летать, причем стремительно - на миллионы километров за миг. Люди смогут разговаривать друг с другом на любом расстоянии и, значит, всегда быть вместе. Не будет одиноких. Никто не сможет лишить другого свободы, потому что человек станет легко разрывать все оковы - и природные, и сделанные руками... И у каждого будет добрый дом во Вселенной, куда можно возвратиться с дороги... Это не мечта, а просто будущее. Ведь все на свете меняется, развивается, появляются и у людей новые способности... Только способность к одиночеству не появится никогда, потому что одиночество и вражда противны человеческой сути... Но до тех времен еще далеко, а мальчики и девочки со странными свойствами своей природы и души нет-нет да и появляются среди людей. Как первые ростки. Их надо сохранить... " (В. Крапивин "Выстрел с монитора"- Цикл "В Глубине Великого Кристалла").


Что стоит за мифологизированными представлениями о Детях Индиго и Детях Кристаллах? Как всегда - некая метафизическая реальность, которая преломляется в нашем сознании через процесс мифотворчества.

Такое мифотворчество - присутствует и в библейских текстах, что отнюдь не свидетельствует об отсутствии документально-реалистической правдивости в изображении событий и персонажей.

В отношении же народного мифа о мудрых, совершенных детях с необычными способностями можно, перефразируя классика, сказать: если народу понадобился миф об Индиго и Кристаллах, значит, это зачем-нибудь нужно.

Есть те, кто эти мифы создает - это обычно городские интеллектуалы, которые выражают через мифотворчество свои глубинные чаяния.

И есть массы, которые бездумно потребляют продукты мифотворчества.

И они эти мифы превращают со временем во что-то пародийное.

И уже через представления последних - появляется скепсис у большинства населения - скепсис и подозрение, что речь идет о некой новой расе людей, противопоставившей себя обществу на основании не существующих заслуг.


Дети Кристаллы отличаются в этих народно-мифологических представлениях в умах людей городской культуры - от Детей Индиго примерно так, как различаются Иоанн Креститель и Иоанн Богослов.

Один был самым большим среди окружавших его фарисеев и книжников, но - самым меньшим в Царствии Небесном, меньшим - среди праведников.

Другой же - возлежал на груди Иисуса, как любимый друг и ученик.

Первые - отрицают изживший себя миропорядок.

Вторые - грядущие им вослед - вносят и утверждают новые ценности.

Индиго подготавливают дорогу Кристаллам, но Кристаллы - лучше, чище, гармоничней их.

Но они между собой - кровные братья.

В буквальном смысле слова - это две стороны одной медали, одного процесса.

Дети Кристаллы - старшие братья Детей Индиго, хоть и приходят обычно после.

Но эти термины - "индиго", "кристаллы", появившиеся значительно позже крапивинских повестей, печатавшихся в свое время - в это трудно поверить! - в журнале "Пионер" - ассоциируются, как я уже сказала, в массовом сознании с чем-то болезненным, не типичным, подверженным чуть ли не гордыне.

А мир крапивинских героев - это мир идеального. Очень гармоничный, здоровый мир. И в нем эти Дети - видны ИЗНУТРИ - такими, какие они ЕСТЬ в глубине души.

Да мы все такие Дети, только не всегда про это помним!

И Крапивин и показывает эту нашу внутреннюю экзистенцию - нас, какими мы можем и должны быть.

А вот когда у нас не получается БЫТЬ - тогда наш внутренний Кристалл деформируется и получаются - в лучшем случае травмированные, аутичные Дети Кристаллы и Дети Индиго. Которые протестуют, как могут, пытаясь выплеснуть свой бессильный протест, выразить свою измученную, искалеченную душу.

В худшем - получаются скучные, безжизненные взрослые. Взрослый мир - это мир инерции, подчинения ТЕМ, КОТОРЫЕ ВЕЛЯТ. Здесь уже не мучаются, а может, никогда и не мучились. Здесь - просто доживают по инерции внутренне бесцветные дни умершие душой взрослые.

В еще более худшем - получаются ТЕ, КОТОРЫЕ ВЕЛЯТ (фантастические манекены-тираны из "Голубятни на желтой поляне" - антиподы Мальчиков).

Таким образом, крапивинские Мальчики - это единственная реальная Сила, которая может противостоять ТЕМ, КОТОРЫЕ ВЕЛЯТ (дьявольскому миру Системы).

Командоры - это те же Дети, только ставшие старше и мудрей.

И Бог - это тоже своего рода Командор среди Детей.

Например, в замечательной многоплановой повести "Оранжевый портрет с крапинками", речь идет, помимо прочего, в том числе - о любви-дружбе между 19-тилетней девушкой-практиканткой и одиннадцатилетним мальчиком. Такая любовь - один из примеров подлинных отношений. Ибо подлинная Любовь, по Крапивину, существует вне биологии, когда любят - не за пол и не за кровное родство. Именно поэтому дружба ставится писателем - даже выше родительской и сыновней любви, которые могут быть эгоистичными. (Этот момент не всегда понимают критики, недоумевая от того, почему Крапивин "недоценивает" любовь мужчины и женщины). В книгах Крапивина Друг и Друзья - лучшие родственники. А лучшие взрослые - становятся Друзьями, то есть одновременно старшими братьями, отцами и матерями - всем детям на свете.

Равняясь на крапивинских Детей - можно восстановить свою искаженную кристаллическую структуру, исцелиться.

Исцелиться - черпая в самих себе свое Глубинное Детство.


Из разговора правителя города с мальчиком:


"Но я знаю другое: жизнь в городе сбалансирована, отношения в нем ясны и просты, люди счастливы, насколько это можно в наше время. Такое благополучие достигнуто немалыми трудами. Легко ли было добиться, чтобы все притерлись друг к другу, чтобы всё было налажено, чтобы даже мадам Валентина вписалась в этот уравновешенный быт. И вдруг появляется еще один койво!

- Кто?

- Койво. Вы не знаете? Так называли в старину людей, обладающих необъяснимыми свойствами.

- Какими?

- Разными. Одни умеют читать чужие мысли, другие видят, что напечатано в закрытой книге, третьи могут взглянуть на человека и сказать ему, чем он болен. При некоторых светятся или загораются предметы. А бывают такие, как вы. Койво не всегда знают о своих свойствах и не всегда умеют ими распоряжаться. Не все мудры, как мадам Валентина. Но все - опасны. Случается, что из-за них на город сыплются молнии, а над реками рушатся мосты.

- И вы решили от меня избавиться! Таким образом!

- Я отвечал за город, Галь. А сказать правду я не мог ни вам, ни другим. Кто знает, к чему бы это привело?

- А по-моему, вы просто трус!

- Возможно... - вздохнул Биркенштакк. - Но трусость тоже бывает доблестью. Особенно когда один отвечаешь за многих. Когда вы станете старше, Галиен... вы поймете, что быть трусом порой гораздо труднее, чем смелым.

- Да ну? - насмешливо сказал Галька.

- Да, мой друг. Впрочем, сейчас я понимаю, что в случае с вами моя трусость была неоправданна. Думал, что имею дело с обычным мальчишкой, а вы проявили взрослую смелость, находчивость и гражданское мужество. Вы настоящий мужчина.

Галька медленно покачал головой.

- Я мальчик, господин Биркенштакк... На мужчин я насмотрелся в эти дни, ну их к черту. Они и предать могут, и убить беззащитного. Слава Хранителям, я еще ни в чем таком не замешан. И нечего меня сравнивать с мужчинами. Тоже мне похвала..." (В. Крапивин "Выстрел с монитора").


Люди с аномальными способностями и разные необычные метаморфозы с временем и пространством в книгах Крапивина - это не просто фантастика как жанровый прием, не только лишь красивая аллегория, с помощью которой писатель повествует о куда более жизненных и реалистичных вещах духовно-нравственного плана. Думать так - это значит сужать диапазон творчества этого большого, еще не прочитанного, не освоенного общественным сознанием писателя.

Вот фрагмент из онлайн-интервью с писателем:


"Вопрос:

Хотел бы задать вам несколько вопросов. Вы и А. Грин - мои любимые писатели, Н. Гумилев - поэт. О ваших книгах здесь уже очень много спрашивали, а мне бы хотелось спросить про Грина:

Как вы понимаете Несбывшееся и те явления параллелизма, о которых он пишет;


Ответ:

Дело в том, что я проникся ощущением "несбывшегося" очень давно, где-то в десятом классе или в первые студенческие годы. Я не столько мог объяснить это словами, сколько ощущал вот это вот понятие "несбывшееся", понятие того, что мир гораздо шире, глубже, таинственнее, чем кажется на первый взгляд, что мы должны стараться как можно больше постигать его, открывать, разгадывать какие-то тайны... ".


Как видим, Крапивин смотрит на все якобы сугубо фантастическое - как на то, чему есть место в реальности, а не только в сказочной аллегории, хотя и к вымыслу и аллегории он, как художник, конечно же, прибегает тоже. Просто он не делает на этом ОСНОВНОЙ акцент, как это любят делать эзотерики. Он понимает, что, говоря словами древних христианских подвижников, "увидеть свои грехи - это больше, чем увидеть ангела или воскресить мертвого", но при этом - и не думает идти в ногу с такой профанической организацией, как современная историческая церковь, как о том свидетельствует социально злободневная повесть "Тополята".


О том, что все мы - действительно Дети Кристаллы (или Люди Кристаллы)- свидетельствует и квантовая физика, и новейшая психология. Психика человека с точки зрения соционики - молодой, развивающейся науки, возникшей в последней трети 20в на пересечении психологии, социологии и информатики - имеет кристаллическую структуру:"С физической точки зрения описанная внутренняя структура ФИМ похожа на кристаллическую решетку с квантовыми состояниями и уровнями. Известно, что в кристаллах часто возникают так называемые дислокации - места нарушения кристаллического порядка, и это нарушение может мигрировать по кристаллу. В данном случае - по "кристаллической" структуре психике". (А. Букалов "Потенциал личности и загадки человеческих отношений")


Все это и описывает наш прозорливый современник - писатель Владислав Крапивин в своем великолепном научно-фантастическом цикле повестей "В глубине Великого Кристалла".


Крапивин пишет об опосредованной связи духа и материи, параллельных пространствах, которые пересекаются в таинственной точке бытия, которую можно назвать кристальной Чистотой, присущей тем, кто верен Высокому Детству, и которая - не зависит от физического возраста, от времени и пространства. Царствие Божие внутри нас и узрят ее чистые сердцем, узрят Дети - Дети Небес. Только этих слов про Царствие Божье там нет, как и во всех других произведениях Владислава Крапивина, но на энергетическом уровне оно присутствует зримо и ощутимо. Несомненно, автор чувствовал то, о чем пишет. И - подразумевал эти неназванные вслух и всуе Реалии.

Дети и подобные им взрослые в произведениях Крапивина - не от мира сего в лучшем, гармоничном смысле этих слов.

Читайте "Голубятню на желтой поляне", "Мальчика со шпагой", цикл "В глубине Великого Кристалла", читайте ВСЕГО Крапивина с любого места и строки - и вы вдохнете Вечность.




© Наталья Гвелесиани, 2012-2017.
© Сетевая Словесность, публикация, 2012-2017.




(WWW) полная версия материала
[В начало сайта]
[Поэзия] [Рассказы] [Повести и романы] [Пьесы] [Очерки и эссе] [Критика] [Переводы] [Теория сетературы] [Лит. хроники] [Рецензии]
[О pda-версии "Словесности"]