Словесность 
// -->

Текущая рецензия

О колонке
Обсуждение
Все рецензии


Вся ответственность за прочитанное лежит на самих Читателях!


Наша кнопка:
Колонка Читателя
HTML-код


   
Новые публикации
"Сетевой Словесности":
   
Анна Аликевич. Тайный сад. Стихи
Андрей Высокосов. Любимая женщина механика Гаврилы Принципа. Стихи
Светлана Максимова. Между дыханьем ребёнка и Бога... Стихи
Елена Севрюгина. На совсем другой стороне реки. Стихи
Айдар Сахибзадинов. Жена. Повесть
Джон Бердетт. Поехавший на Восток. Рассказ, перевод с английского: Евгений Горный
Вячеслав Харченко. Ни о чём и обо всём. Миниатюры
Владимир Алейников. Пуговица. Эссе
Татьяна Горохова. "Один язык останется со мною...". Эссе
Владимир Спектор. Четыре рецензии.
Литературные хроники: Анастасия Фомичёва. Будем знакомы! Вечер памяти поэта Ильи Бокштейна (1937-1999) в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри"


ПРОЕКТЫ
"Сетевой Словесности"

Книжная полка

[12 февраля]  
Александр Соболев. Круг разорвать - Таганрог, "Нюанс", 2020.
"Круг разорвать" - пятая книга поэта Александра Соболева. Очередная в серии хронологически последовательных, содержание с предыдущими не дублируется, но очень многие стихи из неё вошли в сборник избранного "Между волком и собакой".
В названии книги заключена её главная идея, отражённая в программной "Притче о страхе".






КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
ЧИТАЕМ:  Диана Эфендиева. Стихи



Андрей Комов

О стихах Дианы Эфендиевой

"Ум ищет божества, а сердце не находит".

Нашел это пушкинскую строку в "Комментариях" Георгия Адамовича и подумал, что о "концепции нашей жизни" лучше не скажешь. Впрочем, жизнь прекрасно обходится без концепций, "без божества, без вдохновенья" и потихоньку тянет за собой легкий туман культуры. К тому же "метафизические бездны" и примеры "конца времен", столь частые сегодня, стали уже общим местом, а для веры в потусторонний мир нам необходимы материалистические доказательства.

Разговор о современной поэзии по той же причине язвителен и отрывочен. Особенно среди поэтов: ум понимает, а сердце не лежит. Стихи же Дианы Эфендиевой споров не вызывают. Их принимают или нет. Видимо потому, что в них есть "прохладная царственная бледность", как сказал однажды Адамович, за которой угадывается не Пушкин, конечно же, чью царственность Адамович и вспоминал, а снежный взгляд "эллинской музы" петербургской поэзии.

В 2000 году на конкурсе "Арт-ЛИТО" стихи Дианы Эфендиевой были названы лучшими. Еще в 80-е годы, в Москве сказали бы, что она "рукоположена в сан" поэта (ОПОЯЗ, в 20-е годы - В. Шкловский - Л. Гинзбург - А. Кушнер, бывший в 2000-м одним из членов жюри). Однако сегодня времена попроще, и ни славы, ни "сана" это ей не прибавило. Может быть чуть больше стало читателей, кидающих не только беглый взгляд на публикации ее стихов, а это теперь не так уж и мало. Словом, жизнь ее не переменилась.

Можно было бы сказать, что живет она в провинции, на границе с Россией, в Нарве, если бы границы эти не были такими странными и непривычными, а сама Россия - невиданно провинциальной. Но есть в ее стихах тема, - "образ", "мотив", "сквозная нить" - слова стертые и пошловатые, - не "тема", а состояние, говорящее о ее и нашей жизни больше любой автобиографии: это - дорога. Или "Записки путешественника", начатые 200 лет назад Карамзиным и продолжаемые сегодня в эпоху нового раздела мира и людей. Это - слышимая в строчке "под электричек "аллилуйю" ностальгия (понятие тоже стертое, но оживляемое вдруг поразительной звукописью); это - уход "под вагонное "жить-да-жить"; это - постоянный вопрос "Куда ж нам плыть?", ответа на который нет и у Пушкина.

Скажу еще два слова о стихотворении "Ржавый ангел", завершающем "путешествие". Холодная простота его лексики и короткий, "песенный" сюжет обманчивы. Это не итог, а скорее подпись, авторский знак или "символ времени", который Андрей Белый требовал не путать с образом. Отсюда и такая строгость внутренних правил и близость к "школе гармонической точности" начала XIX века.

Но и остановка обманчива. Первое стихотворение цикла продолжает последнее. Сделано это автором умышленно или нет - не важно. Текст и композиция живут независимой жизнью. Начинается новая дорога, новая русская зима поэзии "ума и сердца".


Авторская подборка стихотворений Дианы Эфендиевой

Смотри на мир за лобовым стеклом...
Молоко
Новогодний романс
Поезда
Туземка
... и ангел рваным галочьим крылом
Рыбы
Время рожденных ползать, слышишь, не торопи!
Маленький герой
Ржавый ангел


Журнал "Русская речь", СПб, Телетекст ТРК "Петербург", 2002.

Предложенная Вашему вниманию подборка стихов Дианы Эфендиевой и рецензия были опубликованы в литературном журнале "Русская речь", выпускаемом в телетексте двух петербургских телеканалов: ТРК "Петербург" и ТНТ-СПб (11-й канал).

Жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области, имеющие возможность принимать телетекст на своих телевизорах (а таких только в 1999 году было 1,5 миллиона), знакомы с этим журналом с февраля 2002 года.

Публикации отбираются по рекомендациям сетевых и небольших "бумажных" издательств, а также редакцией журнала. Мы назвали их "Выбранными именами" и всегда указываем, кто их выбирал, представляя разные точки зрения на современную литературу и старательно избегая слова "лучшие". Диану Эфендиеву представляет известное всем издательство Александра Николаевича Житинского "Геликон Плюс".

Однако окончательный выбор всегда делали и будут делать читатели. Мы же только стараемся не лишать их этого права. - (А.К.)

    Первая рецензия, написанная для журнала "Русская речь" редактором издательства "Геликон Плюс" Светланой Бодруновой, была уже опубликована в "Сетевой Словесности", и поэтому я даю лишь ссылку на нее.





Обсуждение