Словесность 
// -->

Текущая рецензия

О колонке
Обсуждение
Все рецензии


Вся ответственность за прочитанное лежит на самих Читателях!


Наша кнопка:
Колонка Читателя
HTML-код


   
Новые публикации
"Сетевой Словесности":
   
Анна Аликевич. Тайный сад. Стихи
Андрей Высокосов. Любимая женщина механика Гаврилы Принципа. Стихи
Светлана Максимова. Между дыханьем ребёнка и Бога... Стихи
Елена Севрюгина. На совсем другой стороне реки. Стихи
Айдар Сахибзадинов. Жена. Повесть
Джон Бердетт. Поехавший на Восток. Рассказ, перевод с английского: Евгений Горный
Вячеслав Харченко. Ни о чём и обо всём. Миниатюры
Владимир Алейников. Пуговица. Эссе
Татьяна Горохова. "Один язык останется со мною...". Эссе
Владимир Спектор. Четыре рецензии.
Литературные хроники: Анастасия Фомичёва. Будем знакомы! Вечер памяти поэта Ильи Бокштейна (1937-1999) в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри"


ПРОЕКТЫ
"Сетевой Словесности"

Алексей Верницкий. Две строки / шесть слогов

[01 марта]   Избранные танкетки февраля.


        до чего
        покрашен






КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
ЧИТАЕМ:  Сергей Сутулов-Катеринич. Стихи



Жанна Письминчук

АЗБУКА странных откровений

На днях выходит из печати ещё один тираж "Азбуки Морзе" Сергея Сутулова-Катеринича. И радостно за российского читателя, потому что счастливчикам, успеющим приобрести экземпляр, предстоит увлекательное путешествие по страницам Живой поэзии.

      "Гордая птаха горлинка
      Каждому в День рождения
      Дарит - на радость, горе ли?!-
      Странные откровения..."
        ("Притча о море, небе и поэтах")

Каждому ли?

Знакомство моё со стихами Сергея Владимировича состоялось недавно: около года назад. Всё это время, соприкасаясь с его творчеством, нахожу для себя что-то новое, что-то по той или иной причине пропущенное ранее - настолько богаты "странными откровениями" подаренные им строки. Видимо, та самая горлинка в каждый из Дней рождения поэта (скорее всего, и не только в эти дни!) дарит ему откровения не штучно, а россыпью, целыми созвездиями:

      "И звёзды дрожат,
        словно Азбука Морзе."
        ("Азбука Морзе")

Может создаться впечатление, что поэт - баловень судьбы, получивший талант от Бога. Последнее - бесспорно! Но, как и верный слуга господина своего в известной библейской притче о талантах, зарытых в землю одним, и вложенных в дело - другим, Сергей Владимирович старательно трудится над каждой строкой:

      "Буквы сечёшь розгами..."
        ("Притча о море, небе и поэтах")

      "Серебро междометий - ах! -
      Разменял на базарную медь...
      Эх, монах, рифмовать впотьмах -
      Понапрасну цепями греметь."
        ("Части речи: метаморфозы (Опус № 021202)")

      "Талант -
        как лживый мажордом:
      Сегодня - помнит, завтра - гонит..."
        ("Камертон: проверка слуха № 10051952")

У него нет случайных рифм! Наверное, поэтому невозможно читать стихи Сутулова-Катеринича бегло: пропустишь много ценного! Поэт, как ювелир, каждое слово вставляет в соответствующую драгоценную оправу и бережно передаёт своё любимое детище читателю - тем, кому посчастливилось открыть для себя это "звёздное небо" Азбуки Морзе. Как и последняя, стихи Сутулова-Катеринича, на мой взгляд, относятся к разряду способов общения, всем известных в принципе, но немногим - в частности. Язык поэта, как он сам признаётся, - странные откровения! Ведь изначально "странный" имело смысл "странствующий". "Странный человек" - путешествующий, приносящий новые впечатления, рассказывающий о неизведанном и, как правило, ...одинокий! - по-своему. Оттого, что не всем, увы, за недостатком ведения, дано пережить с ним его откровения.

      "Задача одиночества - солгать:
      "Казнить нельзя помиловать...
            (Нельзя?)"
        ("Попурри на тему запятой")

      "Классический парус.
          Банальные фильмы
      Наивные парни упрямо снимают.
      Но ромбом ныряют за скалы дельфины,
      Которые только тебя понимают
      ."
        ("Азбука Морзе")

      "Сто нелепых планет -
          без особой прицельной приметы.
      Сто примет неизменных
          печальная прячет печать"
        ("Прицельная примета
        Сентябрьский реквием")

Так появляется "Восьмая нота", не существующая в октаве в принципе. Возникает она из резонанса, когда привычные ноты складываются в некую специфическую гармонию, и сам собой, никем, казалось бы, не провоцируемый, звучит обертон - как результат глубочайшего творческого порыва:

      "Блаженный, как жасмин,
      Послушный, словно лён,
      Лелею лунный сплин
      Прадедовских времён."
        ("Восьмая нота")

      "Повеса, шут, игрок,
      Гуляй по небесам:
      "Поэзия - итог
      Проклятий и осанн".
        ("Восьмая нота")

Мелодика стихов Сергея Владимировича гармонирует с музыкальной темой в его творчестве. ("Восьмая нота", "Элегия фа минор", "Камертон: проверка слуха № 10051952", "Соло для саксофона") Искушённый в музыкальной грамоте читатель удивится многообразию созвучных переданному настроению мотивов и тонкости вариантов их воспроизведения...



Но более всего меня тронула тема России в стихах поэта. "Небо в разную погоду", "Сим-Сим-99", "Стоны южного Мамонта", "Москва: 7 ноября 2017 года" - в "Азбуке Морзе". Небезразличие к судьбам страны, горечь за ошибки, боль утрат ... И - иронично-любовное отношение к русским традициям, чертам характера и житью-бытью простого народа ("Тут каждый был шутом и королём...", "Ага? Эгей? Ого?.. Агой", "Лысая гора. До востребования. Чёрту", "Славянский базар"). Причем, построение книги таково, что лирика первой части - "Вечное танго" - переплетается во второй, "Золотое сечение", с думами о судьбах Родины, наиболее ярко выписанными в третьей - "Славянский базар".

Почему заключительная часть называется "Испанский бык. Бандерильи разных лет", можно понять, "погуляв" по страничкам поэта в "Сетевой словесности", да и с удовольствием окунувшись в приоткрытый в "Азбуке Морзе" мир взаимоотношений Сергея Владимировича с коллегами по перу. Вернее, в маленькую, но характерную его частичку.



Кстати, российская тема, на мой взгляд, присутствует (за редким исключением) во всех ипостасях творчества Сутулова-Катеринича. Так уж получилось, что моё внимание в первую очередь было привлечено поэлладой "Ангел-подранок" на страницах "Сетевой словесности".

      "Ангел-подранок,
          странный и ранний,
      В рубище рваном
          рухнул у бани..."

Фэнтези?!

Судите сами:

      "Бука крылатый,
          хочешь варенья?
      Внуки-робята
          ждут откровенья...
      Слово не можешь?
          Пусть - предисловье.
      Веник положим
          под изголовье.
      Листья берёзы
          хвори рассеют...
      Это - серьёзно.
          Это - Расея."

      "Чело-вы-беспечные!
          Слово - ирреально.
      Им и покалечили.
          Не летать - аврально."

На одном дыхании прочитывается поэллада! При этом состояние души трудно поддаётся описанию: то иронично улыбаешься, то сердце защемит от боли, - настолько выразительны характеры, ярки образы, метки сравнения!

      "Чуда не будет.
          Чудо - бескровно.
      Ангелы - люди.
          Небо - условно..."

Насколько широка душа поэта, насколько всеобъемлющи его чувствования, что хватает сил плакать за всю Россию! И насколько высоко мастерство Автора, задевающее самые потаённые струны читательской души, побуждающее сопереживать героям и самой идее произведений! На первый взгляд, те же слова, что мы ежедневно используем при общении, без всяких "заумностей", однако - как подобраны, как расставлены! Огромное удовлетворение получаешь от мастерского использования Автором родного русского языка! Обнадёживает, что впереди у Сергея Владимировича, к нашему удовольствию, ещё много новых откровений, чего ему и желаю!

      И всё же, и всё же - снова:
      Кружите, весна и вьюга.
      Ликуй, золотое слово!
      Рифмуй, квадратура круга!
        ("Золотое сечение")

Надеюсь, мои впечатления от прочитанного созвучны с мнением тех, кто уже пережил и продолжает переживать с Сергеем Владимировичем его поэзию. Единожды встретившись с творчеством такого Автора, расставаться уже не хочется: возвращаешься вновь и вновь к подаренным откровениям, отыскивая в них и созвучные своим собственным переживаниям строки, и удивляясь - снова и снова! - неожиданному звучанию привычных слов и образов.

И по-хорошему завидуешь тем, кому знакомство с поэзией Сутулова-Катеринича ещё только предстоит!





Обсуждение