ТЕОРИЯ НЕВЕРОЯТНОСТИ. ПОЭЗИЯ НЕЗЕМНЫХ КООРДИНАТ
Об одном стихотворении Елены Севрюгиной
Давно хотел написать о поэте Елене Севрюгиной. Воспользуюсь для этого одним её стихотворением, наиболее полно раскрывающим особенности таланта Елены. Буду выдёргивать строки произвольно, тем более что приятно цитировать настоящую поэзию. В конце приведу весь текст.
А пока вообще о поэзии Елены Севрюгиной. Несдержанность, азартность, полёт за звуком или вместе со звуком - вот её художественный мир несколькими штрихами.
Она себя не удерживает на поводке, даже на длинном. Вот мир, вот она, вот направления во все стороны - и вот слова. Роза ветров в помощь. Для такого рода поэтов рамки и стены просто губительны, ограничения - кощунственны.
Она не мельчит, не бережётся. Шаг - взлёт, второй шаг - пропасть, третий - снова в небо. Большие замыслы подразумевают неизбежные потери высказывания, но никогда - в голосе. Звук - топливо Елены, двигатель на антиматерии. Я считаю, что звук де-факто содержит поэтическую логику, хотя многие, конечно, скажут, что за красивостью ничего не стоит. Кстати, и галиматья может быть поэзией, если она изящна. Не буду приводить в пример нонконформизм, минимализм... и так далее.
Любовное, материнское обращение с наследием поэтических предков завидно отличает Елену Севрюгину от сонма других авторов. Она как бы нянчится с ним, играется, гладит по голове, делает щекотно:
\ и кто-то оставался
за тобой
свечу гася
и снова зажигая\
\ как из бутылки
медленно текла
струя медовой
истины искомой\
\ просился в дом
бескровный эдгар по
но уходил
не впущенный тобою\
\ безмолвная зима
не более
чем плод воображенья\
\ с утра шёл снег
трамваи шли в депо\
Но вместе с тем она кайфует от постмодернистских фишек:
\ дома дворов
мерцали стекловатно\
\ так белый лист
сдаёт себя без боя\
А ещё неравнодушна к аллитерациям:
\ весь день был бел как мел
и на мели\
\ и наполнялись
звуком закрома\
И рефрены - излюбленный приём. Повторения, повторения, повторения на искусно пойманной ноте - той самой, единственной. Читателя затягивает в воронку, и он вместе с этими бесчисленными трамваями, реками, водами, рыбами, человеками вертится в центрифуге её замысла. Немудрено, что после немного пошатывает. Нужно приходить в себя. Некоторые не возвращаются. Вероятно, будущие поэты.
Елена Севрюгина родилась поэтом, чтобы любить слово. Вот так - прежде поэт, потом филолог. Сейчас время филологов, ставших поэтами, а у Елены всё наоборот. Разве просто филолог напишет такие строки?
в депо трамваи шли
никто не знал
вернутся ли обратно
В депо трамваи шли - так может написать специалист в области языка, а вот никто не знал вернутся ли обратно - это уже область поэзии.
И конечно хочу сказать о главном, то есть выделить мету в поэзии Елены Севрюгиной. Игнорирование земного и пренебрежение деталями просто обязано было втолкнуть её в лодку метафизики, и это плавсредство уже довольно далеко уплыло. Туда, в воды без берегов. Иногда там сталкиваются, но чаще медленно проплывают мимо другие лодки. Только плеск вёсел выдаст пловца. У каждого своя река, и это ценно. В этом само творчество:
и кто-то наблюдал
из-за угла
безмолвный
но как будто бы знакомый
А теперь обещанный стих целиком.
"Зарисовка"
золотистого мёда струя из бутылки текла
(Осип Мандельштам)
весь день был бел как мел
и на мели
дома дворов
мерцали стекловатно
с утра шёл снег
в депо трамваи шли
никто не знал
вернутся ли обратно
слова в тетрадь
летели вразнобой
с небес лилась
симфония другая
и кто-то оставался
за тобой
свечу гася
и снова зажигая
и кто-то наблюдал
из-за угла
безмолвный
но как будто бы знакомый
как из бутылки
медленно текла
струя медовой
истины искомой
и наполнялись
звуком закрома
и в этот миг
сакрального движенья
казалось что
безмолвная зима
не более
чем плод воображенья
просился в дом
бескровный эдгар по
но уходил
не впущенный тобою
с утра шёл снег
трамваи шли в депо
шёл снег с утра
трамваи шли в депо
снег шёл
с утра трамваи шли в депо
так белый лист
сдаёт себя без боя
– Смотрите также: Елена Севрюгина в "Сетевой Словесности"
© Роман Смирнов, 2021-2024.
© Сетевая Словесность, публикация, 2021-2024.
Орфография и пунктуация авторские.
НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ" |
|
|
Елена Мудрова (1967-2024). Люди остаются на местах [Было ли это – дерево ветка к ветке, / Утро, в саду звенящее – птица к птице? / Тело уставшее... Ставшее слишком редким / Желание хоть куда-нибудь...] Эмилия Песочина. Под сиреневым фонарём [Какая всё же ломкая штука наша жизнь! А мы всё равно живём и даже бываем счастливы... Может, ангелы-хранители отправляют на землю облака, и они превращаются...] Алексей Смирнов. Два рассказа. [Все еще серьезнее! Второго пришествия не хотите? А оно непременно произойдет! И тогда уже не я, не кто-нибудь, а известно, кто спросит вас – лично Господь...] Любовь Берёзкина. Командировка на Землю [Игорь Муханов - поэт, прозаик, собиратель волжского, бурятского и алтайского фольклора.] Александра Сандомирская. По осеннему легкому льду [Дует ветер, колеблется пламя свечи, / и дрожит, на пределе, света слабая нить. / Чуть еще – и порвется. Так много причин, / чтобы не говорить.] Людмила и Александр Белаш. Поговорим о ней. [Дрянь дело, настоящее cold case, – молвил сержант, поправив форменную шляпу. – Труп сбежал, хуже не выдумаешь. Смерть без покойника – как свадьба без...] Аркадий Паранский. Кубинский ром [...Когда городские дома закончились, мы переехали по навесному мосту сильно обмелевшую реку и выехали на трассу, ведущую к месту моего назначения – маленькому...] Никита Николаенко. Дорога вдоль поля [Сколько таких грунтовых дорог на Руси! Хоть вдоль поля, хоть поперек. Полно! Выбирай любую и шагай по ней в свое удовольствие...] Яков Каунатор. Сегодня вновь растрачено души... (Ольга Берггольц) [О жизни, времени и поэзии Ольги Берггольц.] Дмитрий Аникин. Иона [Не пойду я к людям, чего скажу им? / Тот же всё бред – жвачка греха и кары, / да не та эпоха, давно забыли, / кто тут Всевышний...] |
X |
Титульная страница Публикации: | Специальные проекты:Авторские проекты: |