[Оглавление]


[...читать полную версию...]



Между двух зеркал в обратной перспективе

(История взаимных искажений Devotion и "Праправнуков Есенина")



март 2008 года


Как рекомендовался однажды создатель "Праправнуков" Николай "Колючий" Пашков - "Сборник "Праправнуки Есенина" такое же постмодернисткое зеркало современной Рязани, как и альманах Devotion, только прямое". Предлагаю посмотреть между двух этих зеркал, причем в обратной временной перспективе.


праправнуки Есенина, хранители семени

дружим семьями, весёлыми отрезками времени

пришлым кукиш, тупИшь ты или тУпишь

а лето в нашей голове за лавэ не купишь


"Колючий"


Трудно описать все разнообразие стилей и направлений, представленной "Праправнуками" музыки тут и старый добрый блюз, панк-рок, "рычащая" альтернатива, все школы хип-хопа от ганста-рэпа до гламурных телег, авторская песня, караоке-рок, фолк-композиции, слезливая эстрада, регги, арт-кабаре, шансон, электронные медитации и dj-треки. В общем, "авторский срез" музыкальной ситуации, этакий панорамный снимок из положения "над схваткой".


перемены, измены

единый символ движения

всем маргиналам и психам-одиночкам

респект и уважение


"Колючий"


Devotion появился среди "Праправнуков" лишь в третьем выпуске (мр3-диск - 61 композиция 61 рязанской группы и антология Devotion), но при детальном рассмотрении оказывается литературный альманах и музыкальный сборник уже давно "работают" вместе.


время быстро говорить

а не натягивать слова на ноты

путь этим занимаются тормоза и бегемоты

каждый день жизнь ускоряется

каждый день новый быстросуп изобретается

технологии ткскзть обновляются

люди быстрее умирают и влюбляются

мимоходом сексом занимаются

некоторые сутками не спать умудряются

так как качественными экстази кидаются

а самолёты? самолёты в дома врезаются

в головах что-то меняется

ни радость и ни страх, ах как это называется?


"Колючий"


Константин Панкратов, "Колючий" и Андрей Чернецов, неоднократно выступавшие в составе "агит-бригады Devotion" с композициями на тексты из альманаха, участвовали во всех "Праправнуках". О сборнике писали авторы Devotion Михаил Куницын и М.Дмитриев. Активный автор Devotion писатель Андрей Чернецов выставлял на сборник свои музыкальные опыты и авторское чтение рассказов. Лидер группы "Зга" Лилия Борисова, представившая "Праправнукам" одну из своих песен, сотрудничала своими текстами с Devotion еще в бумажную эпоху. А, впрочем, какая разница, главное - ни Devotion, ни "Праправнуки" не занимаются "культурной ситуацией", а делают то, что интересно и нравится...


раз-два полушария, третьего нету

щеки надуваем, базарим за планету

комету Галлея, мне-то налей

я читаю всё быстрее и быстрее

эта агрессия ко времени совсем не ко времени

теряются остатки плодотворного семени

а как же третий глаз в районе темени

кабала, йога, другие мучения


целые песни, отдельные куплеты

строго по понятиям философы оккультны

давным-давно закольцованы сюжеты

в тайнах третьей планеты, есть такой мультик



Дмитрий Макаров


И четверть дыма


февраль 2007 года


Глобальное очарование рождается из прихотливой смеси естественного понимания и абсолютного непонимания. Бесспорно презентация второго диска проекта "Праправнуки Есенина" разлива 2006 (mp3-диск, 62-композиции 62 рязанских коллективов и исполнителей) года была крест-накрест пропитана этим неповторимым коктейлем. Попробуем расшифровать рецептуру чуда. Дело это заведомо безнадежное и именно поэтому захватывающее.


За два часа до начала "Уникального концерта" (фестиваля-презентации второго диска проекта "Праправнуки Есенина") в "Голливуде" моя супруга слишком критично подходит к выбору наряда. "Там же фейс-контроль в ливрее, ну, мажордом на входе". Так и не вспомнив, как правильно называется этот персонаж в шинели с лампасами, я напоминаю, что кинотеатр "Молодежный" был чуть левее, буквально через стенку от заведения с витриной, в которой топчется дядька в фураньке. Выслушав мое путаное объяснение, жена выбирает черные джинсы и красную водолазку "Чтобы ты меня в темноте не потерял".


Как порядочные люди приезжаем за двадцать минут до часа 19.00 обозначенного в билетах, ведь перед концертом надо раздеться и что-нибудь выпить. Но оказывается, в означенное время только начнут пускать в клуб. Непредвиденное ожидание позволяет детально рассмотреть дядьку, стоящего у входа в соседний с "Голливудом" клуб. Совместными усилия роемся в памяти, находим название лампасов на шинели - это "галуны". Потом всплывает "дворецкий", но это явно не то.


Притоптывая на морозе, импровизирую на тему жарких стран:

"Стоит в галунах у салуна и смотрит на валуны"

Похоже на загадку.

Жена добавляет - "в свете луны".

Головы вверх - Вон она!


Бэрримор -

стоит в галунах у салуна и смотрит на валуны в свете луны.


В небольшой толпе, собравшейся у входа в клуб, плутает негромкий разговор. Все ждут какого-то Пашу. Гадаем: это драгдилер или локальная рок или поп звезда.


В натюненгованной "семерке" подъезжает группа молодых людей. Учитывая пешеходный статус улицы Почтовой, выглядит это круто. Компания выходит из авто беспечно хлопая дверями, все без верхней одежды и одеты как подтанцовка у Бритни Спирс только с каким-то неуловимым дягилевским или дядьковским оттенком. Стремительно двигаются ко входу, но обнаружив, что эффектная проходка не получилась, сиротливо прячутся в машину, основательно захлопывают двери. Вскоре одно стекло на передней дверце опускаются до предела, чтобы был слышен отчаянный хип-хоп качаемый магнитолой.


За этими мелочами дожидаемся семи. Миновав вход и летучий досмотр, говорим спасибо за принудительное проветривание легких. Клуб странным способом уже на четверть полон и три четверти прокурен.


Тут же у дверей сталкиваемся с музыкантами группы "ОГП".

- Вы уже сыграли?

- Нет, нас не выпускают отсюда. Наверно придется играть, - нервно сжимая зачехленную гитару, Кромсаков с надеждой смотрит в сторону выхода.

Там серьезный Колючий с планшеткой в руках что-то помечает на бумажке.


В баре, обклеенном фотографиями Мерлин Монро, на дежурный вопрос: Все ли что есть в меню, можно заказать. Бармен утверждает, что да. Но вокруг все почему-то пьют либо водку с томатным соком, либо закусывают пиво чипсами. Присоединяюсь к дегустаторам водки. Бармен даже не удивляется, что я беру один пятьдесят на двоих и два сока.


Оказывается вся указанная в меню водка в наличии, вся на один вкус и вся вкусная.


Жена пересказывает подслушанный в туалете разговор молодых девиц. Одна все повторяла в телефон: "Скоро придет Паша, и тогда посмотрим или Вот придет Паша и тогда посмотрим". Две других сетовали в диалоге: Когда же начнется дискотека.


Я мог только похвастаться, что слышал, как какой-то парень в мужском туалете хвастал своему телефонному собеседнику, что у него сегодня на басу будет играть какой-то "Пашина".


Выпили за Пашин приход.


К восьми, когда должен был начаться концерт, клуб стал уже полностью "дыма табачного пленный", но дышалось легко. Наверное, все дело в томатном соке.


Пожал, наверное, с сотню рук. Люди, люди: некоторых не знал, других - не мог вспомнить, где видел раньше, встретил много хороших знакомых. Двух приятелей не видел сто лет, подошел поговорить, но из-за громкой музыки удалось только повидаться. И хорошо: сконцентрировавшись на внешнем виде собеседников многое понял про время и про себя. В основном про время.


Один из знакомых гитаристов, цепко не отпуская мою руку, долго пытал:

- Как фамилия этого классного соло-гитариста Паши, ну, который работает где-то сварщиком? Ну, Паша, Паша... - он щелкает пальцами.

Я моргаю от дыма. Он начинает по новой: про Пашу, соло и сварку. Спасает оглушительная кода на барабанах. Собеседник зажимает уши ладонями.

Я удаляюсь.


Музыканты по-разному подходили к идее как выступать под фонограмму. Но без гитары не обходился никто. Одни картинно трясли волосами и били по струнам неподключенной гитары. А ОГП вышли с зачехленными гитарами. Поклонившись, Кромсаков со своей гитарой отошел в сторону, а Бочков, придерживая за гриф зачехленный инструмент, честно отпел с Селивановым первую песню.


На диске все группы звучали в приличном качестве, на презентации они пели под свою фонограмму, но звучание получалось грязное. Слов не разобрать. Как на живом концерте.

Пока участники проекта по очереди отчаянно "зажигали" на сцене за ними за ди-джейским пультом медленно и спокойно витийствовал Павел Ежиков.

- Он, наверное, по своему усмотрению выступающим звук корежит, - в шутку предположила супруга.

- Нет, - защитил друга Колючий, - это вон та коробочка, - он ткнул пальцем в потолок, - и вон та, - в другой угол.

- Ответил уклончиво, - резюмировал я, разглядывая указанные затемненные места.

- Это атмосфера, - выдвинула версию жена.

Выпили за атмосферу.


В редкие минуты тишины по причине смены коллективов на сцене прислушиваюсь к разговору на соседних табуретах. Редактор Devotion Макаров повествует о том, что смотрел вчера ночью французский фильм "Паша" с Габеном в главной роли, так там в одном эпизоде Серж Гейнзбур в клубах сигаретного дыма начитывает под африканские ритмы. Круто начитывает. Вот бы так начитать какие-нибудь тексты из Devotion.


Выпили за Гейнзбура.


Любая компиляция несет на себе черты составителя. Только это оправдывает большую половину современных филологических исследований. А Колючему удалось не оставить на диске "Праправнуков-2006" своего отпечатка. Или оставить. Поиск аргументов в пользу того или иного предположения оказался забавным занятием.


- Вообще, это не музыкальный, а этнографический проект, - вставил свои 20 грамм писатель Чернецов.


Глядя, как Колючий бесстрастно подписывает пять дисков "Праправнуков", которые с просьбой "Для истории, на каждом разный текст, пожалуйста" ему подсовывает местный молодежный парламентарий. Я соглашаюсь и направляюсь к выходу. Томатный сок уже надоел и пора на воздух. Навстречу мне идут люди.



Михаил Куницын



Немного двойного смеха на холодном оргстекле


март 2006 года

На пальцах


На мне перья страуса,

я хожу по периметру

- это моя кармическая задолженность.

"Car Coosher"


"Очнувшись после беспокойной ночи в своей постели Грегор Замза понял, что..." Придумщиков в Рязани много. А толку - чих. Я целиком и полностью подписываюсь под замечанием Леонида Косова, что "все они либо понтовщики, либо алкоголики, или и то и другое одновременно, особенно если сдержаны в беседе и отказываются от спиртного", но хотел бы обозначить параллельные классификации. Придумщики делятся на тех, кто придумывает для себя и тех, кто креативит для других. Или на тех, кто только придумывают и тех, кто придумывает и воплощает задумки. Или на тех, кто придумывают за деньги и безвозмездных придумщиков.

Рязань - не экзотический ресторан, здесь мухи - не гарнир к котлетам. Поэтому, разделив во всех трех номинациях хруст и вкус, получим, что настоящих придумщиков в Березани меньше, чем пальцев на руках Бориса Ельцина.

Зачем это долгое предисловие? - спросите вы. А чтобы вспомнить слова замечательного придумщика Лени и аргументировать полный респект Колючему. Это обязательно, такие у придумщиков правила.


Памяти ружья Томпсона


Это только в тебе.

"Commandante Positiva"


"По утрам он поет в уборной..." Повторяю эту первую фразу, которая знаменитей всего последующего за ней романа Юрия Олеши не из зависти, а чтобы доказать - простота покруче воровства. В "Праправнуках Есенина - 2005" (аудио-диск, 15 треков) Колючему удалось сделать "авторский срез современной музыки", просто объявив о приеме материалов. И сборник получился разнообразным и единовременным, как уличный шум на площади Мичурина. Такие сборники, как и хорошие словари, отнимают мало времени в день, но много за годы.

Здесь немного задумался большим пальцем под подбородок, указательным поскреб по щетине под носом. А в голове крутится угловатым вальсом: Колючий все-таки хороший человек, слушаешь хорошие песни на его сборнике, и вспоминаешь предложения из хороших книжек, по ходу запоминаешь и свои хорошие мысли, которые намылились пока слушал хорошие песни на сборнике хорошего человека Колючего и вспоминал предложения из хороших книжек, которые ассоциировались с хорошими песнями со сборника хорошего человека Колючего. В доме которого валяется джек.


Первые эмоции


Никогда не будет никогда.

"Аурум"


"Когда-то в России и правда жило беспечальное юное поколение, которое улыбнулось..." Больше других мне понравилась песня Car Coosher'a (Кар Кушера, т.е. почти Кар Кучера - водителя машины т.е.). Философская композиция, исполненная в открытой экспрессивной манере грустного клоуна, с соответствующими приколами и пристебами. Или в режиме шаманского камлания. Или это экзистенциальный экзерсис в стиле абстрактной поэзии французских имажинистов. Нужное почерпнуть.

И еще "Милайовович" Gienas Clan о грустной любви с ума шедшего подростка к украинской артистке с американским акцентом. Письмо без ответа, обогатившее мой лексикон сравнением: "Я молчу как Александр Ильич". Странно, и "мое отчество тоже на "вич".

И еще мне понравилась песня ОГП "Сколько пиво стоит". Удивительно, по какой загогулине через Мамонова, Северного, Барри Вайта вернулись ко мне строчки Бродского "сколько лет проживу, столько дам за стакан лимонада".

И еще понравилась композиция коллектива "Верес" на стихи Есенина, народные распевы плюс наговор под гитарный частокол типа King Crimson. Что скажешь, "Хороша была Танюша, краше не было".

И еще понравилась...

В общем, праправнуки оказались такими же смелыми и талантливыми как названный безбашенный предок.


Вторые впечатления


А мы наблюдаем движение неба

"Теплые окна"


"И последние станут первыми". Переписав диск "Праправнуки Есенина" на компьютер я отдал пластинку знакомым, которые тоже, видимо, чтобы не задерживать ознакомление общественности с разрекламированным сборником, переписывали его себе и возвращали на малую родину. А я вновь выдавал сборник другому знакомому и т.д. аналогично. Так оперативно "Праправнуки Есенина" закрутились на 12 рабочих компах моих разнообразных приятелей. И уже через неделю я смог провести небольшое социологическое исследование на тему: какие песни сборника вызвали наибольшие симпатии. К тому времени на моем компе папка "ПраЕсенин" полегчала больше, чем на половину. В погоне за свободной памятью я просто стирал композиции, к которым после первого ознакомления перестал обращаться, зато оставшиеся крутил "на повторе". Как выяснилось, и остальные поступали похоже. "Процент выживания" я и принял за главный показатель.

Общая оценка "экспертов" и их невольных слушателей - коллег по работе и соседей по офису: вполне, т.е. ожесточенного отторжения в виде просьб "выключи на..., пожалуйста" не было абсолютно. А подбор "контор", в которых происходило исследование, был широк: ОКБ "Спектр", ЖЭУ, агентство недвижимости "Недвижимость", кафедра РГРТА, рекламное агентство, офис FM-радиостанции, милиция, книжный магазин (конкретные названия и некоторые точки по пожеланиям слушателей не указаны). Впрочем, конечно прослушивание "в рабочем порядке" наложило некоторые ограничения на смелость выбора респондентов, но как бы то ни было


Первая чертова дюжина "оставшихся в живых":

Песня Исполнитель На скольких компах
1 Хороша была Танюша Верес 13
2 Перья Car Coosher 12
3 Движение неба Теплые окна 11
4 Каблуки Commandante Positiva 11
5 Сколько пиво стоит ОГП 10
6 Милайовович Gienas Clan 10
7 Королева Колючий 9
8 Весенний разговор Наст 8
9 Радуга Нейтральные воды 7
10 Медвытрезвитель Петрович и кумпания 7
11 Невозможно Би пати 6
12 Никогда Аурум 5
13 Бомж Телек 5


Извините, если что не так.
М. Дмитриев 




© Дмитрий Макаров, 2008-2017.
© Сетевая Словесность, 2008-2017.




(WWW) полная версия материала
[В начало сайта]
[Поэзия] [Рассказы] [Повести и романы] [Пьесы] [Очерки и эссе] [Критика] [Переводы] [Теория сетературы] [Лит. хроники] [Рецензии]
[О pda-версии "Словесности"]