Журнал "Наш" попросил меня сделать выжимку из эссе "ПОЭЗИЯ:МАГИЯ".
Я предлагал им другие работы, но зацепила как раз эта. Задание было
сформулировано так: "написать о пути мага в литературе". Я зачесал в
затылке - а где взять-то этого мага? Дожили: я - нагваль Сандро, мой череп
переполнен свободой, сейчас я щедро ее расточу - так, что ли? Подумавши,
я все же решил, что кое-что сделать можно: написать не о том, что знаю -
я этого НЕ знаю,- а о том, что пробую знать. По совести - у меня не то
что ответов нет, я и к вопросам только подступаюсь. Ну, а тем, кому эти
дела особо интересны, я все же советую посмотреть "ПОЭЗИЮ:МАГИЮ" - это
на моей страничке у Мошкова http://lib.ru/ZHURNAL/GEJMAN - там все
подробно и целостно.
1. ПУТЬ ЗАВИДУЮЩЕГО МАГАМ
Началось до Кастанеды. После 20 лет я стал круто пересматривать всю
вдолбленную совковую муть - примерно в ключе "мировоззрения Востока", и
с тех пор мои взгляды не особенно изменились. Уже тогда я увидел, что,
скажем, наука прежде всего должна быть йогой - становлением искателя,
джнанина (букв. - ведун, человек знания).
Лицезрение сотрудников кафедры философии (я там год поработал
канцелярской мышкой) доказывало это живьем. Лишь об одном из
преподавателей, тбилисском армянине, я мог бы сказать, что он нечто
извлек для самого себя - и мудрость, и любовь. Остальным шло не впрок
- все то же дерганье и амбиции, а главное - ни в ком не замечалось
желания что-то подвинуть в себе. И не важно, какая это была философия,-
ну, был бы неотомизм вместо диамата - важно, что никто из философов на
деле, личностно, ей не следовал да и не собирался следовать. А это уже
подлог: ну, какое право заставлять других учить то, что они сами - на
деле - считают неприменимой и безжизненной чепухой? Верили бы, так
держались обеими руками! Вот сейчас все в доллар верят, что это валюта,
ну и хватают, сколько могут. Здесь это есть? Отсутствует. Значит, фуфло.
Это же я уяснил и применительно к литературе и искусству в целом.
Сказок-то красивых море. В жизни что-то все не то. "Хотите, я почитаю
стихи?" - застенчиво спрашивает поэт Петя. Лица у присутствующих
вытягиваются. "Ну, конечно!" - наконец уныло врет кто-то. Он читает.
Все думают: "Ну, такое-то говно и я мог бы тоннами..." К Петиному
несчастью в компании оказывается еще одна творческая личность, чающая
признания. "Ну, как?" - скромно спрашивает Петя. "Серость",- говорит
конкурент, опережая положенные похвалы. Петя бледнеет: "Может, у тебя
лучше есть?" "Это твоей-то тягомотины? Да уж, конечно, есть!" "Ах ты!..
Ты...!" "А ты... и...! и...!!" Противников разнимают, разводят по
комнатам и час уверяют в гениальности и неминуемой всемирной славе.
Знакомо, да? Так, а что это у нас? - красота, творчество, устремление
к идеалу... что забыл? - а, да! - духовность и культура. В общем, святое
искусство. Можно, конечно, утешаться Блоковским стихотворением "Поэты",
да вот меня оно не утешает: все то же вранье. Или еще другое: "на вечере
артисты дарили свое искусство людям". Никак не понимаю: если это что-то
ценное, то почему - дарили? Вы видели, чтобы ювелир выходил из лавки и
дарил людям свое искусство? Не часто происходит, верно? Оно так,
искусство - это у нас ценности нематериальные, и все равно не понимаю.
Как это так - дарить? Вот так - пихать в зал куда попало и кому ни
попадя? Чтобы скорей избавиться, что ли? Тогда что это за ценности? Воля
ваша, а что-то не то.
Короче, и здесь я пришел к тому же: искусство как йога -
практикование во-внутрь, на нужды самих практикующих.
Конкретных же подсказок пришлось ждать лет десять - это пошло с
"Икстлана" (с Кастанедой меня свело поздно). Конечно, прямо об искусстве
дон Хуан у Кастанеды говорит мало, но ключ осмысления я получил там.
Остальное было только приложением знания к литературе, предмету моих
занятий.
2. ЧТО И ПОЧЕМУ НЕ ТАК
Если кратко, то искусство просто-напросто воссоздает в себе все
капканы и заморочки нашего времени. Принято считать, что есть эта вот
плоская социальная рутина, рациональность прагматиков, а искусство -
это прорыв - к высшей реальности, к неземным красотам, Духу и т.п. Увы,
это снова красивые сказки. На деле, искусство (как и религия, кстати)
давно утратило звено с Духом, заменило его на социальный заказ (бунт -
это опять-таки деланье на заказ). В самом деле, что мы имеем в обществе:
1 - господство внешнего пути (натиск на внешнюю природу, движение вширь
- новые земли, в перспективе - планеты).
2 - сильная разнесенность слова и дела, двоемыслие. Вообще, общество -
это как бы такое огромное устройство по обработке знаков, символов. А
отсюда - опасность "ярлыковости", игры в слова без привязки к вещам,
реальности (скажем, деньги - это пример такого знака,- ну, а какие игры
тут бывают все знают уже не только по МММ).
3 - с т.з. энергетики общество есть устройство для контроля (изъятия,
перераспределения) личной энергии граждан. Задача здесь - вовлечь
энергию личности в социальный оборот и не выпускать из него - не только
держать на крючке, но и "доить", заставлять тратиться на "общественные
нужды".
4 - беря вместе 2 и 3, символику и энергетику, общество - это устройство
по поддержанию определенной версии реальности. Это как бы такая
виртуальная игра, которая всем закачивается в мозги и в среде которой
все действуют и обитают.
Надо сказать, все это не то чтобы сплошь "царство мрака". Есть
определенный смысл и в освоении внешнего мира, и в поддержании общей
среды обитания (версии реальности). Но в отсутствии противовеса да еще
доведенное до таких размеров... в общем, то и имеем: общество массового
потребления (между прочим, а кто человек такого общества? вообще-то,
человек массового потребления - это ведь проститутка,- правда, в данном
случае основной пользователь государство). Искусство же, при всех своих
претензиях, что оно "не такое", как раз такое: оно часть этого общества,
его обслуживает и все это в себе воссоздает. Смотрите сами:
1 - внешняя направленность? - конечно же, в искусстве она всецело
господствует. Современное искусство изначально существует напоказ.
Оно само себя ставит как производство эстетических предметов
(произведений) для стороннего потребления.
2 - игра в слова, символы? - спорить не о чем, в ХХ веке на этом основан
весь "прогресс", "авангард".
3 - и главное, энергетически это все та же ловушка. Вот тесно человеку в
нашем тусклом мире - чем он утешается? - ну, кроме водки - а как же,
святым искусством. Но оно, в основном, так же посюсторонне, как и та
реальность, из которой оно берется "вывести". Искусство (опять же, как и
религия) - это такое устройство, чтобы перехватить запредельные порывы
личности, перенаправить и удержать в границах общества, в обороте его
энергетики. Фантастические миры художников тут мало чего меняют: во-1х,
художник и сам-то по-настоящему в них почти не путешествует, а во-2х, и
миры эти все-таки посюсторонни. Они, выражаясь языком магов, есть
тональ (словесно доступное, постижимое) и не есть нагваль
(неизреченное, неведомое).
3. АВАНГАРДИЗМ
Нельзя сказать, чтобы искусство этого совсем не понимало. Модернизм-
авангардизм XIX-XX - это во многом попытка ответить на вызов, что-то
изменить, прорваться к незнаемому и несказанному. Успехом, однако, эти
попытки не увенчались. То есть - я не склонен зачеркивать авангардизм
даже самого крайнего толка. Обретения, беря в целом, ведь были:
1 - написано много прекрасных вещей (один "Сад" Хлебникова чего стоит!).
2 - был поставлен опыт - и теперь на его результаты можно ссылаться как
на результаты опыта, а это совсем другое, чем доводы умозрения (т.е.
здесь и облом в дело).
3 - наконец, в своей критике (литературы и общества) авангард часто был
прав и актуален - под многим и я бы подписался.
Но если говорить о провозглашенной цели - о создании нового искусства:
1) прорыве к неизреченному
и 2) перенесении искусства в "живую жизнь",
то тут авангард с треском провалился.
Что до несказанного (метареальности на современный лад), то еще над
символистами - я цитирую - издевались, что их несказанное пошло по
рукам как стертая монета. А в части сближения искусства и жизни авангард
и вовсе стал жертвой хитроумного капкана. Его не-искусство иногда
переставало быть искусством, а вот жизнью не становилось. Происходило,
условно рисуя, следующее: авангард выходил на сцену (сцену!) и заявлял:
вы тут поете, стишки читаете, а надо просто жить. Затем начиналось:
авангард прохаживался взад-вперед в издевательском наряде и говорил: вот
видите? - я просто хожу. А вот - я просто ем кашу. Просто ношу одежду.
Ну, поняли? - и при этом умудрялся не замечать подмены: просто есть кашу
и показывать, как просто есть кашу - две разницы, и с пропастью между.
Сказать кратко, авангард пытался решить задачу бытия символическими,
словесными средствами, а это сродни квадратуре круга или вечному
двигателю - вот-вот, а все никак (в этой связи кстати будет отметить,
что нечто подобное происходило и в науке - конструктивизм в математике,
например). Для полноты картины добавлю, что нынешний, на конец ХХ,
авангард - это даже и не авангард,- идет, сказать по совести, повторение
задов, перепев бывшего.
4. ИНТЕРНЕТ
Доказательством того, что на внешнем пути искусство все равно будет
буксовать, может служить (литературный) опыт Интернета. В нем как будто
бы сняты почти все заслоны официоза, всяческого "непущания" (автора к
читателю и обратно) - в общем, долгожданная свобода слова. И что же?
Судите сами. Один из капканов посюсторонности (это так и у личности,
и у общества) - построение вокруг себя зеркала самоотражения. Человек как
бы постоянно решает тождество, где в правой части стоит: я - лучшее, что
есть в мире. Если что-то в другой части не согласуется с этим, то тем
хуже для этого несогласного - исключить, проигнорировать - в общем,
подогнать под ответ. Вот был Союз Писателей СССР: на уровне литературы
он и служил таким зеркалом для своих членов. Корифеи словесности там
были - Фадеев, Сурков, иные-прочие, я их уже и не помню. А где же поэт
Гумилев, где "Котлован" Платонова? А - нету таких, совсем нету!.. Есть
Фадеев-Сурков. Ладно, пришла перестройка, самиздат и авангард получили
свои издания, и что же? - в миниатюре, но то же самое: круг "правильных"
авторов, обвод его в лице группы поддержки (спонсоры, "свои" критики,
сочувствующие из друзей-близких) - "ты меня уважаешь, я тебя уважаю, мы
с тобой уважаемые люди, да"?
Наконец, появился Интернет, а в нем литература. Казалось бы, полная
открытость и все без дураков. Конкурсы - в открытую. В том числе такой,
как Большая Буква (для несведущих краткая справка: конкурс проводился в
1998-99, на участие там авторы заявляли себя сами, отбор работ был, но
самый такой щадящий, все участники выставлялись под псевдонимом (чтоб не
было поддавков под "имена"), ну, а победители определялись читательским
голосованием с небольшим вмешательством жюри). Короче, предел демократии.
И я был одним из тех, кто поддержал ББ: участвовал, эссе вот специально
написал, а то в разделе было совсем голо, одна работа. Т.е. - мое
отношение предельно доброжелательное. Но что же в итоге, чем завершился
конкурс ББ? Не угадали? Так вот, из жюри и победителей был создан... Клуб
Победителей: они получили право выставляться, к их услугам - сложившийся
круг читателей, "доска обсуждения", даже критики свои завелись. Выходит,
за этим все и затевалось? Вот те на, а как же остальные? Не участвуй они
в ББ, состоялись бы эти самые победители и вообще конкурс? Строили-то
все, а как гаражи получать... Знакомо, да? Уточняю - я далек от мысли
читать мораль: жюри не дети, а я не няня. Да и гнать волну про возможные
манипуляции с голосованием, как это мелькало в ГБ, тут уже нет смысла.
Суть-то в другом: даже при столь предельной открытости все равно
воссоздается все тот же круг самоотражения - "свет мой зеркальце,
скажи..."
Опять же, я клоню не к тому, чтобы "отменить" внешнее направление как
таковое. Решение, на мой взгляд, в том, чтобы уравновесить его (тональ
плох не тем, что он тональ, а тем, что пытается жить, будто нет нагваля:
парность нарушена). Так вот, этой задачи Интернет в принципе решить не
может. Он же лишь средство связи,- ну, телефон,- а что по нему скажут...
И в итоге, в сети воссоздается все то, от чего Интернетом чаялось
вылечить литературу.
5. ПОЭЗИЯ:МАГИЯ
Ну, хорошо - приняли: искусство как йога, поэзия:магия, уравновесить
внешнее направление внутренним, деланье - неделаньем и проч. Вопрос
такой: а в самом искусстве, конкретно - в литературе, есть нечто, что
может быть развернуто таким образом? Вообще - она (поэзия) допускает
такое применение? Ответ таков, что как раз между поэзий и магией
(толтекской, по Кастанеде) перекличек очень много. Здесь мне проще
всего дать кусок из "ПОЭЗИИ:МАГИИ":
<...>
Вот хотя бы некоторые ЧЕРТЫ СХОДСТВА:
- явно или неявно (метафоры, сравнения, внутренняя логика) поэзия
имеет дело с реальностью, весьма близкой магической: звери и растения
разговаривают, "неживые" предметы обзаводятся душой, одна вещь
превращается в другую и т.д. Это принято относить к пережиткам
первобытного мышления и воспринимать как условность, как прием - и не
более. Но тот факт, что в мире магов подобные "чудеса" совсем не условны,
а напротив - заурядная реальность, заставляет взглянуть на дело иначе.
Поэзия просто успела забыть, какой мир она описывает,- сочла его за
собственный вымысел, но - и это важно - она все же не смогла отказаться
от обращения к нему. А причина этому та, что
- метод поэзии и магии один: нагваль-магия сталкивает две реальности -
мир магов и общепринятую версию мира,- одна версия (миф) выключает
другую, и магу открывается реальность сама по себе, вне готовых имен и
мнений. Это и означает в и д е т ь. Но ведь и поэзия поступает очень
похоже! Все ее сравнения, метафоры, вся чудесность действуют не сами по
себе, но именно в соотнесении с обычной, "настоящей" реальностью, и
достигаемое художественное впечатление - катарсис - здесь как бы аналог
остановки мира. В этом и причина, почему, уже забыв о корнях, поэзия все
же не смогла обойтись без мира магов - сам ее метод включает магическую
реальность;
- конечно же, сходство поэзии и магии уже в самом обращении к слову и
ритму - и в характере обращения. Ритм призван передать некоторую
внутреннюю вибрацию - прямо, минуя интрал (то есть - это сообщение с
бытием в его ритмах, в естественных кодах тела). Что до слова, то магия
учит останавливать внутренний монолог, смещаться на уровень безмолвного
знания. Однако "чертовски важны" и слова, а то есть умение при
необходимости огласить что-то найденное, дать ему точку опоры - имя,
образ (иначе - место и время) - создать звено меж словом и несказанным.
Вполне схожую задачу решает и поэзия - по собственному опыту знаю, что
нечто загаданное внутри и ясное, казалось бы, уже без слов, без
стихотворения, по написании иногда очень сильно меняется и нечто себе
приобретает (если стихотворение удалось);
- в том, как поэзия обращается к слову (и со словом), а через него -
к понятию, к вещам, есть общее с магией при ее обращении к вещам мира.
Поток художественной энергии создает как бы силовой узор, которому
следуют вещи, сообразуясь одна с другой. И обратно, веянье Духа,
вдохновение, получает при этом конкретность, вещественность, заземление в
реальности. Дух - реализуется, реальность - вовлекается в игру Духа. Дела
известные,- но ведь и маг, уже в "живой" реальности, поступает так же: в
определенной ситуации расставляет вещи мира ("слова") сообразно силовому
узору Духа, создает им - звено. Это то же стихотворение, только сложенное
в потоке жизни, иными средствами и, конечно, с вовлечением несопоставимых
величин энергии;
- непредсказуемость есть свойство обеих; по своему опыту - как бы ясно
не представлялось стихотворение до написания, в итоге оно всегда содержит
нечто новое и неожиданное сравнительно с замыслом, и особенно неожиданны
- лучшие стихи. Магия это поясняет: в правильном случае так и должно
быть, это значит - Духу стало интересно войти и прибавить нечто "от
себя", проявиться;
- близки свойства художественного и магического времени (данное
сходство очень важно). В частности, оба нелинейны и склонны пользоваться
четвертым, временным измерением как обычной пространственной координатой.
Такое впечатление, что маг или художник строит событие в еще более
сложном и многомерном мире и только проецирует, размещает его в обычном
пространстве-времени;
- и поэзию, и магию можно определить как фантазию, покрытую силой
(впрочем, это же можно сказать и наоборот: силу, покрытую фантазией), но
разница та, что "волшебная история", созданная магией, это, по выражению
Толкина, первичное ("эльфийское") искусство, а литература, поэзия -
вторичное.
Последнее существенно - сходство магии и поэзии (не касаясь других
искусств) многогранно, но сохраняется принципиальная разница: поэзия все
же лишь моделирует в искусственном, словесном пространстве те вещи,
которые магия практикует в "живой реальности". В иных случаях поэзия
может быть тождественна магии - и иногда бывает, а в широком смысле -
она ее разновидность: как-никак, все людские взаимодействия магичны в
той или иной мере. И все же в целом меж ними разница: исходной реальности
- и модели.
6. ПОЭЗИЯ: МАГИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД
Нельзя сказать, чтобы в искусстве все ограничивалось опытами слова и
художники лично, бытийно не пытались прорваться к Тайне и жизни. Если
Рембо уехал в Африку стрелять слонов, а Толстой стал печником, то в том
же символизме Эллис и Сергей Соловьев сделали шаг со сцены: один - в
антропософию, другой - куда-то в народ. Следы обоих потеряны, и как
знать? - может, каждый и прыгнул в Непостижимое - через Шамбалу или там
игрецов, это уж Бог весть. Но если и так, то оба поднялись к Тайне,
покинув искусство да и общество в целом.
Но такой путь не новость, вопрос-то в другом: ну, а НЕ покидая
искусство, принимая вызов по месту проживания и месту работы - здесь и
сейчас - возможно ли нечто подобное? Поэзия: магический переход - что
это может значить и как выглядеть?
Вот тут-то и начинаются настоящие вопросы.
Впрочем, практикование искусства и конкретно литературы во-внутрь,
обращение к тому как к технике тела - это вообще-то не за семью печатями.
Такого рода прикладная йога порой имеет место стихийно, сама по себе, а
иной раз возможность такого обращения словесности просматривается вполне
отчетливо. Перечисляю для примера:
- стихосложение как способ вывести нечто из слепой зоны, из
бессознательного - хотя бы в смысле просто освободиться: из нави - в-явь;
- стихописание как способ осмыслить нечто, построить размышление (техника
мысли);
- стихи как способ запоминания: мнемоника (из этих нужд, например, в
Индии и пособия для погонщиков слонов писались стихами);
- стихозвучание (каламбуры, палиндромы, аллитерация и проч. игра звуком
и ритмом) как способ "обнулить" значение через звучание (кстати, в йоге
есть близкие техники - например, упражнение "иностранная речь", когда
болтается всякая бессмыслица с подделкой иностранного - грузинского,
английского - акцента: опять же, с целью снять "задавленность" смыслом).
Ну и т.д. - причем, уже область такого прикладного обращения искусства
чрезвычайно обширна и совсем не исследована (это в отличие от критических
разборов традиционного внешнего плана). Однако это дела все же средней
интересности. Если брать сливки, приближая именно к магии, что же здесь
все-таки может быть?
Я могу поделиться только догадками и вопросами. Поставить их мне
сложно, но хотя бы кое-что перечислю.
1. В целом, искусству требуется поменять местами цель и средство - а
точнее, восстановить исходное. Сейчас в поэзии так: к впечатлениям жизни
прибавляется измерение чудесности, "тени сизые смесились" - в итоге,
получается стихотворение (описываю хороший случай). Т.е. нагваль,
чудесное здесь средство, чтобы написать стихи. Ну, а если наоборот? Так,
чтобы написать/прочитать стихи - и тени сизые смесились? Чтобы не
чудесное было средством для стихов, а стихи были средством, способом
путешествия - магического перехода? Мне вот интересно как раз это!
Написать стихотворение так (или - такое), чтобы превратиться, к примеру,
в течение Гольфстрим: обогнуть Флориду, подкатиться к Гренландии,
отпрыгнуть к Европе, понежиться на шельфе, подышать на Норвегию и т.д.
Если получить это "астрально", в ощущениях - уже хорошо, а если еще и
на самом деле... Уж это поинтересней, чем кино снимать!
Возможно ли это? При каких условиях? До какой степени? Через какие
стихи? - Простор открыт!
2. Техника тела. Искусство, в общем-то, своеобразная разновидность
техник тела, но я сейчас о другом. Обучаясь технической, ремесленной
стороне искусства, художник поразительно беспомощен в части телесной
стороны своих занятий. Даже столь одаренный поэт как Рембо прибегал к
наркотикам и голодовкам, вымогая вдохновение и новые ощущения. Я же не
сомневаюсь, что этим можно нормально, зряче владеть - вопрос
соответствующих техник тела. Звучит, конечно, не поэтично, этак
инженерно, но только звучит. Речь - о знании путей в чудесность. Скажем,
чтобы получить искомое (не уточняя), нужно просто правильно подышать,
причем, в такое-то время дня и непременно вполоборота к солнцу, и
желательно на такой-то полянке - и т.д. То, как это происходит сейчас,-
сесть за стол и писать-писать-писать - это, скорее всего, технология
жутко дуболомная: асфальтным катком через цветник. Конечно, поэзия
недовольна! (И заметьте, художник и здесь действует в лад нашей
технократической цивилизации,- такой же дуболом, как технари - а ведь
он врет себе и им, что он-то "лирик", он - "не такой". Эх, да то-то и
оно, что такой же.)
3. В самих вещах, текстах, тоже возможны какие-то подвижки (при
поэзии:магии, я имею в виду). Сошлюсь на знакомое: в нескольких
стихотворениях "Анорийского Альбома" я опробовал раздвоение на
сновидящего и сновидимого. Такой прием я нашел плодотворным, но, в
общем, поплотнее предполагаю посмотреть это в прозе. Итак, отдача
возможна в поэтике, в плане смысло- и формообразования - про темы и идеи
я и не говорю.
4. Подходы магии можно реализовать и в плане анализа, исследования работ
и искусства в целом. Здесь вероятны открытия - и как знать? - возможно,
не менее значимые, чем в собственно художественной практике. Например,
любопытно было бы вообще всю литературу, с начала доныне, просмотреть с
т.з. сталкинга и сновидения. Или такая вот личность в русской поэзии
как Пастернак: его мистический покровитель (о нем поэт рассказывал сам) -
это типичный союзник, "Друг", "материнское животное" шаманизма, а
особенности его поэтики ("жизнь... подробна") заставляют вспомнить о
сдвижке точки сборки в ближайшее сравнительно с ОСС положение, мир
которого как раз и отличается особой подробностью, броскостью деталей.
Такие исследования, прикидываю, были бы и новы, и куда плодотворней, чем
убогий социологизм или, на Западе, столь же занудный фрейдизм (который,
по сути-то, не раскрывает навного, за-сознательного, а остается все в
той же тюрьме социальной символики).
5. Возвращаясь к поэзии (литературе) как к способу магического перехода.
В п.1. речь велась о целом, а здесь ведь, при магическом обращении
искусства, миллион всего, если брать конкретику. Мало о чем я готов
говорить, но вот один конкретный пример: художественные (литературные)
миры и посещение их в сновидении. Насколько мне известно, в живописи
это возможно (в коллективном сновидении можно оказаться, скажем, на
нарисованной улице, пообщаться, пройти за угол, открыть не нарисованное
и т.д.). Ну, а в литературе? Хоббитские игры как они есть - наверно, уже
неплохо, а если это еще в сновидении - в особой, но реальности -
устроить? И тут же вопрос не просто о посещении, а о направленном
создании таких миров - ну, там кому для каких нужд. Каковы здесь
возможности слова, литературы? Опять вопросы - и заметьте, это тот
случай, когда поэзия может быть не только искусством, но и исследованием,
познанием - потому что здесь она по-настоящему есть езда в незнаемое:
есть это, а не похваляется только.
6. Вопрос о внешнем обороте искусства, литературы. Напомню, я выступаю не
против него, а против его монополии. Вот и здесь: наверное, даже при
хорошем продвижении на пути внутреннем, этот внешний оборот смысл иметь
будет. Даже многие смыслы - ну, результаты, например, сверить. Далее,
это (п:м), по идее, означает и чтение другое: чтение-произнесение и
чтение-слушание. Какое же? И опять-таки - все в тумане, все загадка - но
и все интересно. Но уж, во всяком случае, соревноваться, кто кого лучше,
тут некак и незачем - по-моему, так уже это громадный шаг вперед
сравнительно с нынешней игрой амбиций. И наконец, вот еще интересный
поворот. Литература терпит поражение, пытаясь заполучить причитающееся
на внешних путях, через деланье, через зазывание читателя. Ну, а если
пойти от обратного? - если попробовать именно закрытость, потаенность?
Эзотерика - у-шу, йога, дзен, нагваль-магия опять же - они все так и
выжили и даже поднакопили кое-чего. Т.е., улыбаясь, что-то вроде тайного
литературного общества (сообщества) или, допустим, закрытой
(полуоткрытой) литературы. Так или иначе, встает вопрос о паре
нагваль-тональ: литературе (искусству в целом) предстоит построить нечто
вроде двойной звездной системы, где одна из звезд невидимка. И насколько
же это выигрышней для самого же искусства даже во внешнем, явленном виде
- наконец-то есть недостающая и независимая точка опоры!
7. Обобщая и беря в пределе. В нагваль-магии цель - свобода, Великий
предел. Если это переложить на искусство - на создание художественных
миров, что это может означать? На память приходит легенда (дзенская,
кажись): художник рисует картину, а потом в нее уходит (не метафорически,
а буквально). Теперь я знаю (почти знаю: полное знание есть владение),
что это не просто красивая легенда - это, по меньшей мере, сказка силы.
Для литературы это, вероятно, означает следующее: написать такую книгу
(или - написать так), чтобы шагнуть в нее - и открыть дверь, пролететь
сквозь зрачок дракона. Или так нельзя? Или можно?
Каковы лично мои шансы на это - без понятия. По-моему, ни одного. Но
здесь поражение потерпеть - и то интересно. На внешнем-то пути этого
заведомо нет: ну, книга. Ну, гениальная. Ну, лучше Толстого-Достоевского.
Ну, нобелевку дали. И что? - и ничего: рутина. А здесь...
7. РЕЗЮМЕ. Прочитавший уже убедился: я делюсь не знанием, а поиском.
Найти же есть чего - и есть где искать: просто океан неизвестности, иди
хоть куда, и напорешься на открытия. И какая же разница с гонкой
вооружений внешнего искусства! Там-то уже все сто раз
говорено-переговорено, пастбище выбито до состояния бетонной плиты,-
извращаться, и то уже некак. Все выглядит полным тупиком, о чем все
дружно толкуют. Но так это выглядит только для слабовидящих. Стоит
сделать один лишь малюсенький шаг - только не вперед и выше, а в
чудесность - а там... Там такое... У!..