КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
ЧИТАЕМ:
Сергей Сутулов-Катеринич. Стихи
Жанна Письминчук
АЗБУКА странных откровений
На днях выходит из печати ещё один тираж "Азбуки Морзе" Сергея Сутулова-Катеринича. И радостно за российского читателя, потому что счастливчикам, успеющим приобрести экземпляр, предстоит увлекательное путешествие по страницам Живой поэзии.
"Гордая птаха горлинка
Каждому в День рождения
Дарит - на радость, горе ли?!-
Странные откровения..."
("Притча о море, небе и поэтах")
Каждому ли?
Знакомство моё со стихами Сергея Владимировича состоялось недавно: около года назад. Всё это время, соприкасаясь с его творчеством, нахожу для себя что-то новое, что-то по той или иной причине пропущенное ранее - настолько богаты "странными откровениями" подаренные им строки. Видимо, та самая горлинка в каждый из Дней рождения поэта (скорее всего, и не только в эти дни!) дарит ему откровения не штучно, а россыпью, целыми созвездиями:
"И звёзды дрожат,
словно Азбука Морзе."
("Азбука Морзе")
Может создаться впечатление, что поэт - баловень судьбы, получивший талант от Бога. Последнее - бесспорно! Но, как и верный слуга господина своего в известной библейской притче о талантах, зарытых в землю одним, и вложенных в дело - другим, Сергей Владимирович старательно трудится над каждой строкой:
"Буквы сечёшь розгами..."
("Притча о море, небе и поэтах")
"Серебро междометий - ах! -
Разменял на базарную медь...
Эх, монах, рифмовать впотьмах -
Понапрасну цепями греметь."
("Части речи: метаморфозы (Опус № 021202)")
"Талант -
Сегодня - помнит, завтра - гонит..."
("Камертон: проверка слуха № 10051952")
У него нет случайных рифм! Наверное, поэтому невозможно читать стихи Сутулова-Катеринича бегло: пропустишь много ценного! Поэт, как ювелир, каждое слово вставляет в соответствующую драгоценную оправу и бережно передаёт своё любимое детище читателю - тем, кому посчастливилось открыть для себя это "звёздное небо" Азбуки Морзе. Как и последняя, стихи Сутулова-Катеринича, на мой взгляд, относятся к разряду способов общения, всем известных в принципе, но немногим - в частности. Язык поэта, как он сам признаётся, - странные откровения! Ведь изначально "странный" имело смысл "странствующий". "Странный человек" - путешествующий, приносящий новые впечатления, рассказывающий о неизведанном и, как правило, ...одинокий! - по-своему. Оттого, что не всем, увы, за недостатком ведения, дано пережить с ним его откровения.
"Задача одиночества - солгать:
"Казнить нельзя помиловать...
("Попурри на тему запятой")
"Классический парус.
Наивные парни упрямо снимают.
Но ромбом ныряют за скалы дельфины,
Которые только тебя понимают."
"Сто нелепых планет -
без особой прицельной приметы.
Сто примет неизменных
("Прицельная примета
Сентябрьский реквием")
Так появляется "Восьмая нота", не существующая в октаве в принципе. Возникает она из резонанса, когда привычные ноты складываются в некую специфическую гармонию, и сам собой, никем, казалось бы, не провоцируемый, звучит обертон - как результат глубочайшего творческого порыва:
"Блаженный, как жасмин,
Послушный, словно лён,
Лелею лунный сплин
Прадедовских времён."
"Повеса, шут, игрок,
Гуляй по небесам:
"Поэзия - итог
Проклятий и осанн".
Мелодика стихов Сергея Владимировича гармонирует с музыкальной темой в его творчестве. ("Восьмая нота", "Элегия фа минор", "Камертон: проверка слуха № 10051952", "Соло для саксофона") Искушённый в музыкальной грамоте читатель удивится многообразию созвучных переданному настроению мотивов и тонкости вариантов их воспроизведения...
Но более всего меня тронула тема России в стихах поэта. "Небо в разную погоду", "Сим-Сим-99", "Стоны южного Мамонта", "Москва: 7 ноября 2017 года" - в "Азбуке Морзе". Небезразличие к судьбам страны, горечь за ошибки, боль утрат ... И - иронично-любовное отношение к русским традициям, чертам характера и житью-бытью простого народа ("Тут каждый был шутом и королём...", "Ага? Эгей? Ого?.. Агой", "Лысая гора. До востребования. Чёрту", "Славянский базар"). Причем, построение книги таково, что лирика первой части - "Вечное танго" - переплетается во второй, "Золотое сечение", с думами о судьбах Родины, наиболее ярко выписанными в третьей - "Славянский базар".
Почему заключительная часть называется "Испанский бык. Бандерильи разных лет", можно понять, "погуляв" по страничкам поэта в "Сетевой словесности", да и с удовольствием окунувшись в приоткрытый в "Азбуке Морзе" мир взаимоотношений Сергея Владимировича с коллегами по перу. Вернее, в маленькую, но характерную его частичку.
Кстати, российская тема, на мой взгляд, присутствует (за редким исключением) во всех ипостасях творчества Сутулова-Катеринича. Так уж получилось, что моё внимание в первую очередь было привлечено поэлладой "Ангел-подранок" на страницах "Сетевой словесности".
"Ангел-подранок,
В рубище рваном
Фэнтези?!
Судите сами:
"Бука крылатый,
Внуки-робята
Слово не можешь?
Веник положим
Листья берёзы
Это - серьёзно.."
"Чело-вы-беспечные!
Им и покалечили.
На одном дыхании прочитывается поэллада! При этом состояние души трудно поддаётся описанию: то иронично улыбаешься, то сердце защемит от боли, - настолько выразительны характеры, ярки образы, метки сравнения!
"Чуда не будет.
Ангелы - люди.
Насколько широка душа поэта, насколько всеобъемлющи его чувствования, что хватает сил плакать за всю Россию! И насколько высоко мастерство Автора, задевающее самые потаённые струны читательской души, побуждающее сопереживать героям и самой идее произведений! На первый взгляд, те же слова, что мы ежедневно используем при общении, без всяких "заумностей", однако - как подобраны, как расставлены! Огромное удовлетворение получаешь от мастерского использования Автором родного русского языка! Обнадёживает, что впереди у Сергея Владимировича, к нашему удовольствию, ещё много новых откровений, чего ему и желаю!
И всё же, и всё же - снова:
Кружите, весна и вьюга.
Ликуй, золотое слово!
Рифмуй, квадратура круга!
Надеюсь, мои впечатления от прочитанного созвучны с мнением тех, кто уже пережил и продолжает переживать с Сергеем Владимировичем его поэзию. Единожды встретившись с творчеством такого Автора, расставаться уже не хочется: возвращаешься вновь и вновь к подаренным откровениям, отыскивая в них и созвучные своим собственным переживаниям строки, и удивляясь - снова и снова! - неожиданному звучанию привычных слов и образов.
И по-хорошему завидуешь тем, кому знакомство с поэзией Сутулова-Катеринича ещё только предстоит!