// --> |
Ли Бабай (Ли Восемьсотлетний)
Следующим аспектом даосизма периода Лю-чао, нуждающимся в рассмотрении, являются утопически-мессианские идеи и движения.
Следующий ниже текст - вклад Виктора Пелевина в бабаеведение. Прислан по факсу и представляет собою страницу из книги, название которой установить не удалось. Известен только номер страницы - 193. (*)
В период Шести династий (Лю-чао) мессианские настроения в даосских кругах вспыхнули с новой силой. Несмотря на утверждение В. Ши о том, что в это время восстания имели очень немного идеологических моментов (Ши В., 1956, с. 170), Офути Ниндзи и А. Зайдель удалось найти достаточно много материалов, опровергающих эту точку зрения. Так, "История династии Цзинь" сообщает, что между 317 и 327 гг. На территории Цзянсу и Хунани действовал некий даосский проповедник Ли То, утверждавший, что ему 800 лет (поэтому его называли Ли Восемьсотлетний - Ли Бабай). В районе между Чжунчжоу и Цзянье он лечил больных "демоническими средствами" (гуй дао), а его ученик Ли Хун, учивший на горе Синьшань, провозглашал: "В соответствии с пророчеством я стану царем" (ин чань дан ван). Они были обвинены в подготовке мятежа и казнены (Фан Сюаньлин, 1958, цз. 58, с. 4б; Офути Ниндзи, 1964, с. 497). О Ли То сообщается и в другом месте "Истории династии Цзинь" (Фан Сюаньлин, 1958, цз. 6, с. 10а; Офути Ниндзи, 1964, с. 498): "Маг (шу жень) Ли То соблазнял толпу письменами нечисти (яошу), им самим написанными. Его обезглавили на рыночной площади" Цзянькана (324 г.).
Здесь многое напоминает ханьские секты: магическое лечение, претензии на бессмертие и опять-таки фамилия Ли. Офути Ниндзи считает, что эта секста восходит к традиции "Дао семьи Ли" (Ли дзя Дао), секте, процветавшей в III веке в царстве У (Офути Ниндзи, с. 498). О ней подробно пишет Гэ Хун (284? - 363?) в гл. 9 "внутренней" части "Баопу-цзы" под названием "Смысл Дао" (дао и). Гэ Хун говорит, что она основана отшельником и предсказателем Ли А из Шу (Сычуань), и в соответствии с его возрастом его прозвали "восьмисотлетним господином" (бабай сюй гун). Это было в начале III века. Через 50 лет некий Ли Куань пришел из Шу а У и прослаился там исцелениями верой. Его сочли тем же человеком, что и Ли А, и прозвали Ли Восьмисотлетним (Ли Бабай).
Гэ Хун лично знал людей, лечившихся у Ли Куаня заговоренной водой (чжу шуй) и "трехчастными амулетами" (сань бу фу) и учившихся достижению бессмертия посредством гимнастики и дыхательных упражнений. Гэ Хун бичует Ли Куаня за шарлатанство и утверждает, что его последователи "заполонили землю к югу от Цзяна" (Гэ Хун, 1954, с. 39).
Офути Ниндзи отмечает сходство между "Ли цзя дао" и более поздней деятельностью Ли То и Ли Хуна. Скорее всего, Ли То просто подражал все еще почитавшемуся в народе Ли Куаню. Однако "Ли цзя дао" не выдвигала никаких доктрин религиозно-политического характера, тогда как Ли Хун го-
(На этом текст обрывается)
ПРИМЕЧАНИЕ
Мы получили письмо от Евгения Торчинова, в котором раскрывается источник данной публикации:
В. Пелевин прислал Вам фрагмент моей статьи "Даосская утопия в Китае на рубеже древности и средневековья (II-YI вв.)" // Китайские социальные утопии. М.: Наука, гл. ред. восточной лит-ры, 1987. С. 115-116. Воспроизведено также в моей книге "Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания". СПб.: Андреев и сыновья, 1993.
С безмерным уважением и превеликим восхищением,
автор: Е. Торчинов
Tortchinov Evgueni
Saint-Petersburg State University
Faculty of Philosophy
Department of Religious Studies
(адрес опускаем в целях конспирации)
Архивы "Сетевой Словесности"