[Оглавление]



КИСЛОВОДСКАЯ  ПАСТОРАЛЬ


 



* * *

Десять натикало. Дрыхнет провинция.
Как вам живется, почтенная публика?
В небе ночном, далеко как правительство,
светится круглая дырка от бублика.

Город сдаётся на милость противнику,
в окнах знамёна приспущены смятые.
Кто бы ты ни был - давай, по полтиннику
выпьем за царство моё тридесятое!

Здесь раззвенелась река семиструнная,
как сумасшедшая, пахнет акация,
рыжая кошка с глазами безумными
жаждет взаимности. В общем, Аркадия.

Демон во мраке стенает над кручами,
колокол в церкви беззвучно качается,
в тесной кошаре барашки курдючные
ссорятся на языке карачаевском.

Вечность черствеет надкушенным пряником,
кроме дуэлей и делать-то нечего,
за чередой нескончаемых праздников
не отличается утро от вечера.

Шагом чеканным хмельного поручика
я обхожу переулки и площади:
всё здесь постылое, всё здесь не лучшее,
близкое, небезразличное, в общем-то.

Скрипнула ставенка. Стукнула форточка.
Сдержанный смех, а быть может, рыдание.
Медленно-медленно падает звёздочка,
даже успеешь забыть про желание.

Из родника зачерпну приворотного
зелья - и время совсем остановится.
Тени поэтов из парка курортного
взяли привычку со мною здороваться.

_^_




КИСЛОВОДСКАЯ  ПАСТОРАЛЬ

На кислых водах, в наказанье
из ада изгнанному в рай -
как полюбить ожог нарзаний
и струй воздушных пастораль?

Как сделать сердцу неопасной
мечту, и шутку, и игру,
и нежность мяты карабахской,
и кремня горского искру?

Свой путь пройдя до середины,
как Данте в сказочном лесу,
в округе смуглые детины
миры исследуют в носу...

Пейзаж подобный, право слово,
испортить зрение горазд,
но из столетья золотого
спешат навстречу всякий раз

Фомин, и Рославлев, и Уптон,
и Бернардацци - сонм имен,
нам не чета! - да был ли Ньютон
столь образован и умен?

В их баснословные строенья,
приняв цимлянского, с тобой
поныне мы не без волненья
ступаем робкою стопой.

И деды наши не пускались
пешком под лавку на своих,
на эполеты опускались
там ножки фрейлин и купчих.

Ах, как все это вспомнить мило!
Из царских спален упорхнув,
сама Кшесинская шалила,
пуанты скинувши на пуф.

И все российские поэты
и небрежители утех
угрюмо драили лорнеты
в тиши глухой библиотек.

И все российские повесы,
и весь российский декаданс
мешали с новостями прессы
смирновский шнапс и преферанс.

И тенора, и баритоны,
жабо навесивши на грудь,
бросали хазы и притоны,
чтоб на Шаляпина взглянуть.

Доселе там Сухая Балка
скалу отвесную таит,
над ней пальба и перепалка
мусью Печорина стоит.

Там дача скромного поэта
с простой фамилией Паньков
на все четыре части света
дверями ловит простаков.

Там сам Паньков, с похмелья страшен,
полночной музе весь свой жар
отдав, шампуром грозно машет
вслед карачаевских отар.

Там сосны смотрят густоброво
как бьет нарзан сквозь доломит.
У Лукоморья дом Реброва
свои преданья там хранит...

_^_




ПО  ГОЛИЦЫНСКОМУ  СПУСКУ

По голицынскому спуску,
без бутылки и закуски,
без подружек и друзей,
вдохновлен природой русской,
я иду тропинкой узкой,
я иду тропинкой узкой
в розенфельдовский музей.

Надо мною свет и пламень,
подо мною лед и камень
и ступней босых следы...
И дудят повсюду дудки,
и стоят повсюду, жутки,
полицмейстерские будки
да калашные ряды.

По траве бегут мурашки,
на цветах спешат букашки
свой нектар испить до дна...
Ну а что до истин вечных -
не про нас они, беспечных,
средь событий быстротечных
им на рынке - грош цена.

Я и сам в людском обличье
на правах живу на птичьих,
корм из рук не смею брать...
Как меня ни окрестите,
с чем меня ни совместите,
в новом русском алфавите
я похож на букву "ять".

Мимо здания Курзала,
мимо здания вокзала
я иду куда-нибудь,
где, как малая соринка,
в небе тонком словно льдинка
гордо реет паутинка,
указуя верный путь.

_^_




ПОСВЯЩАЕТСЯ  ЛЕРМОНТОВУ

И скучно, и грустно, и некому руку подать.
И в каждой руке, как в реке, медицинская утка.
И стонут бойцы в лазарете, поскольку поддать
им хочется жутко.

И хочется руку подать, но не хочет рука
расти из плеча, и чеченцы совсем озверели.
И Тереком диким и злобным зовется река
для ловли форели.

А дома на полке пылятся Тацит и Марцелл,
что также любили Кавказ. А в окопах гоплиты,
с холодным вниманьем взирая вокруг сквозь прицел,
смеются: "Иди ты,

поручик! Любить, - говоришь ты, - не стоит труда?
А если приперло? А если в Казани невеста?
А сам-то, голубчик, зачем ты приехал сюда?
Весьма неуместно

в пылу бородинских сражений дуэль затевать...
Недаром Москва отдана Генеральному штабу!
А если за что-то кого на дуэль вызывать,
так лучше - за бабу".

_^_




ПЕСНЯ  О СОКОЛЕ  И  БУРЕВЕСТНИКЕ

МГИМО окончив, или же - МАИ
(иль не окончив их ни в коем разе),
ох, как непросто, батеньки мои,
служить царю на Северном Кавказе!

Казалось бы, покой и благодать!
Везде - воздухов благорастворенье,
и даже если нечего поддать,
невольно сочинишь стихотворенье.

Любая сакля - чистый Тадж-Махал
(пускай в ней содержания и вида
поменее), но каждый аксакал
заносчивей Гаруна-аль-Рашида.

И в радиоэфире, как в огне
содомском, реет крик высоко:
"Дай, "Буревестник", подкрепленье мне...
Боеприпасы кончились... Я - "Сокол"!

_^_




РОЖДЕСТВЕНСКИЙ  ПАРАФРАЗ

Декабрь. В природе торжество.
Являя внешне вещество,
бесплотный дух вот тьме витает.
Луна как лед в бокале тает.

Волхвы, объятые парами,
мешки, набитые дарами
влачат устало на блок-пост.
Не выбрать неба между звёзд.

Благоволенье, мир и лад
в любом, кто скинув масхалат,
совсем как некий небожитель,
решил войти в сию обитель.

Душа его мечтой томима,
узрев, что вам ещё незримо.
А коли так, пусть знает плоть,
что грешный мир хранит Господь.

Хранит неяркий этот свет,
в сугробе гусеничный след,
на Рождество - тунца в томате,
и три патрона в автомате.

С равнин заметные едва ли
костры на дальнем перевале,
вершин заснеженных гряду
и Вифлеемскую звезду.

И отчий дом, и Божий храм,
и поминальных двести грамм
за тех, кто больше не вернется,
хотя дорога дальше вьётся.

И тот бычок моршанской "Примы",
что адским пламенем палимый,
среди других небесных тел
как тихий ангел пролетел.

_^_



© Игорь Паньков, 2010-2024.
© Сетевая Словесность, 2010-2024.




Версия для широкого дисплея
[В начало сайта]
[Поэзия] [Рассказы] [Повести и романы] [Пьесы] [Очерки и эссе] [Критика] [Переводы] [Теория сетературы] [Лит. хроники] [Рецензии]
[О pda-версии "Словесности"]