[Оглавление]



Сеpгей Иванов. Апология Hезнайки: Архив дискуссии

Прочитать статью

St. Neznayka ([Написать письмо]; Sunday, March 08, 1998 22:53:07)

Sluchaynyh sovpadeniy, kak izvestno, ne byvaet. Ne vkliuchalsya u menya nikak chat v besedke, tykal ya kuda popalo, i ochutilsya zdes', glyad' - a tut stat'ya!
Grustno mne stalo otchego-to...Vot ocenivayut Neznayku, analiziruyut, a on davno uzhe muzhchina v polnom rascvete sil hot' i vse escho cherez vychayno ( hm, chto-zhe takoe, v konce-koncov, "vychayno"?) privlekatel'nyi. Na samom dele vse, kak voditsya, gorazdo prosche i odnovremenno beskonechno slozhnee. Dolgo i boleznenno izbavlialsya Neznayka ot kompleksa Priapa, kotoryi u nego vzyalsya kak raz potomu, chto vse ne tak odnoznachno, kak u ochen' simpatichnogo mne pisatelya Sergueya Ivanova. Infliaciya muzhskogo, infantilizm, reakciya na zhenskoe, kak na materinskoe i prochee, chto vhodit v etot kompleks, kotoryi prihoditsya v raznoy stepeni (neobyazatel'no patologicheskoy) preodolevat' prakticheski vsem, osobenno boleznennoe vliyanie okazal na moyu zhizn' v sochetanii s buketom drugih. Mesto v zhizni dolgo-dolgo ne nahodilos', schast'e vsegda byvalo mimoliotnym, udovol'stviya bystro vyzyvali presyschenie, zato stressy i depressii nakaplivalis' i vzaimousilivalis'. Seksual'nye, estestvenno, problemy, kak ostro podmetil pisatel', poskol'ku ne mozhesh' byt' ni getero- (reakciya na zhenskoe, kak na materinskoe, a ne kak na supruzheskoe), ni homo- (ne poluchaetsya). Potom byl krizis, posle kotorogo nachalsya dolgiy put' samolecheniya-ochischeniya- samosovershenstvovaniya. No konec ne pechalen. Nynche ya - sidh, celibat, vse chakry otkryty. Poskol'ku korotysham hvastat'sya ne k licu, kommentirovat' osobenno ne budu. Kazhduyu minutu ya ispytyvayu fizisheskoe naslazhdenie samorealizacii, usilennoe pochti do nepreryvnogo orgazma oschuscheniem potoka zhiznennyh sil po mikrokosmicheskoy orbite. To, chto S. Ivanovym nazyvaetsya translyaciey iz tonkogo, proishodit pochti nepreryvno i pochti soznatel'no, poskol'ku kanal otkryt. Vy budete smeyat'sya, no eto - chistaya pravda. Vsio eto, konechno, v dvuh slovah kazhetsya primitivnym, no u intelekta zadacha takaya - meshat' vospriyatiyu soznaniem istiny i delat' yavnoe taynym. Glavnoe - Neznayka sovershilsya v svoey samoy vazhnoy suti - izbezhal tupoy kabaly uzkogo chelovecheskogo intelekta i vstal na put' rasshireniya prisuschego kazhdomu cheloveku bozhestvennogo soznaniya.
V obschem, teper' ya na samom dele mogu pomoc' blizhnemu - prakticheskim rukovodstvom, a ne slovobludiem. No ne za darom. Na vostoke uchenik dolzhen byl zasluzhit' pravo byt' uchenikom beskorystnym sluzheniem i ispytaniyami, beznadezhnye dlya obucheniya ambicioznye pretendenty otseivalis' avtomaticheski. V nashe vremya, vozmozhno, vsemu est' denezhnyi ekvivalent, ne iz korysti, a po opredeleniyu.
Ladno, vse ravno ne gotovomu nichego ne ob'yasnish' (tem bolee naspeh), a gotovomu ob'yasnyat' ne nado - prosto vesti...
Vsem poka,
liubyaschiy vas
St. Neznayka!


form

пр.Персикофф ([Написать письмо]; Thursday, March 05, 1998 05:35:48)

Безусловно интересный взгляд на Незнайку, но недостаточно глубок и оттдает шутовством и некоторой несерьезностью. В действительности история Незнайки - это текст полученный Носовым путем банального литературного приема. А именно, если взять роман Шолохова "Поднятая Целина" , переписать в обратном направлении и глядя в зеркало , убрать каждую шестую строчку, а девятую и десятую заменить на таковые из романа Ф.Купера "Последний из могикан" , переведенного сначала на японский а затем в последовательном порядке на узбекский, югославский , и русский, заменяя все деепричастия словом ну, то и получается искомый текст. Справедливости ради следует отметить, что вся мировая литература таким образом и создавалась, хотя не всегда осознанно, и представляет в сущности один и тот же текст многократно и замысловато модифицированный, сохраняя основу и баланс первоисточника. Ибо как говорил великий Моисей Владленович Ломоносов на открытии Московского Университета: " Ежели в одном месте чего прибудет, то в другом- отнимется."


form

Sc0rpie ([Написать письмо]; Sunday, Februrary 15, 1998 07:37:07)

Klassnaya stat'ya! Skaju druz'yam, chtob pochli.


form

Rinat ([Написать письмо]; Friday, Februrary 13, 1998 17:57:35)

Думаю не так все просто. особенно с трактованием стихов. Но я согласен с мнением о 15-ти пороках , и попытках Незнайки попробовать себя в искусстве. Наверное правильно что Незнайка олицетворяет собой образ нормального человека(знаек я в детстве терпеть не мог и теперь особенно) ,сознание которого незамутнено догмами и анализом(Восточное сознание в отличии от Западного). Как говорится нужно не пытатся понять окружающую действительность (это все равно не возможно) а воспринимать. Хотя если вспомнить подобные статьи про Красную шапочку и курочку рябу можно предположить , что это просто прикол. Но все равно интерсно.


form

Igor ([Написать письмо]; Wednesday, Februrary 11, 1998 23:44:40)

Statya smeshnaya, nichego ne skazhesh'. No ya ne soglasen kak s utverzhdeniyem o tom, chto Nosov soznatel'no implantiroval v nashe podsoznaniye opredelennye idei, tak i s utverzhdeniyem Alexroma o tom chto sud'ba imperiy vershitsya na nebesax - eto uzh, po moemu, chistoy vody bred. A statya pro neznayku - "bred mutnoy vody", etak v lyubom literaturnom proizvedenii mozhno usmotret' dofiga sakral'nogo i astrologicheskogo smysla i ob'yavit' ego avtora "implantatorom idey" ili prorokom ili chto nibud' v etom rode.


form

СлаваТ ([Написать письмо]; Saturday, Februrary 07, 1998 14:32:08)

Можно также заметить, что дырявый воздушный шар и катастрофы вокруг него - символы потери коллективной (технократической?) девствственности, беременности и родов, причем родов с непредсказуемыми (из до-родового положения) результатами.
То есть, Незнайка до Катастрофы (до-Незнайка) с шаром и Незнайка после Катастрофы (пост-Незнайка)- это разные личности.
С одной стороны (до-Незнайка) - маргинальность, инфантилизм, полистилистика, асексуальность (точнее, бисексуальность), с другой (пост-Незнайка) - наличие личностной доминанты, стиля, жизненной направленности, гетеросексуальности.
Катастрофа - грехопадение, катарсис, рождение стрелы времени, аналогична переходу от культуры охоты и собирательства к агрокультурам и соответствующим цивилизациям.
Причем, катастрофа идет именно на уровне коллективного бессознательного - сознание личностей (Знайки, других коротышек, даже самого Незнайки) принципиально нерефлексивно, а потому, оно не порождает сознательного уровня вербального описания Катастрофы.
Носов дает понять, что пост-Незнайка, это уже Незнайка который "подсел на иглу" цивилизации - воспитанный и образованный Незнайка.
Но ведь и цивилизация тоже поменялась - сменились тотальные критерии рациональности, на которые ориентировался Знайка, и которые делали Незнайку маргиналом!
В этой связи можно задать следующий вопрос - а что сделает пост-Незнайка с опытом Знайки?
"Отряхнет его прах" со своих ног или продолжит свои эксперименты в области дополнительности и соответствия культурных практик?


form

L e x a (Thursday, Februrary 05, 1998 20:41:25)

Честно скажу - мое представление о механизмах экономики, почерпнутое из Незнайки на Луне, никак не
совершенствовалось за 20 лет. То есть в Незнайке все настолько просто и ясно описано. что просто жуть, и никаких больше книг не надо!


form

Alexroma (Thursday, Februrary 05, 1998 20:02:49)

И пророчества, и определенный скрытый смысл в "Незнайке" есть. Но не думаю, что Носов вкладывал этот смысл в свое детское произведение намеренно.
Вот сидит он в 50-х годах, на самой заре НТР, и думает: "Ага, через пятьдесят лет заканчивается эпоха рыб, надо бы к этому детишек подготовить... А прошлая эпоха - Овен. Какой бы мне стишок сочинить? Овен - овечка... Быстренько рифму на овечку... Речка! Очень удачная рифма, потому что на Рыб намекает. А что мы вдоль речки посадим? Надо посадить что-то такое, чтобы х... напоминало".
Если кто серьезно думает, что так оно и было, пусть бросит в меня огурец. Я на себе убедился, что часто писатель пророчествует неосознанно. Например, недавно мне приятель напомнил, что в первом варианте "Оживи покойника", который я написал в начале 1986 года, власть на Земле захватывают некие трехпалые мутанты. При этом он так многозначительно посмотрел на меня. "Ну и что?" - не понял я. - "Как что?! У Ельцина ведь три пальца на одной руке!" Теперь я когда что-то пишу, я страюсь ни на что не намекать, чтобы в дальнейшем мои слова не истолковали как пророчество. Кому и зачем это надо, спрашивается? То, что должно произойти, произойдет и без пророков, и людям совсем необязательно знать о том, что их ждет впереди - подготовиться они к этому все равно не смогут. А в то, что кто-то там детскими книжками разваливает империи - в это я не верю. Судьба империй решается на небесах, а писатель в лучшем случае может внести в это свой скромный вклад, но не более того.


form

Буратино (Thursday, Februrary 05, 1998 15:28:09)

Очень смешная статья! Обхохотался!


form