Словесность 
// -->

Текущая рецензия

О колонке
Обсуждение
Все рецензии


Вся ответственность за прочитанное лежит на самих Читателях!


Наша кнопка:
Колонка Читателя
HTML-код


   
Новые публикации
"Сетевой Словесности":
   
Изяслав Винтерман. Стихи из книги "Счастливый конец реки".
Надежда Жандр. Театр бессонниц. Стихи
Наталия Кравченко. Жизни простая пьеса... Стихи
Никита Пирогов. Песни солнца. Стихи
Лана Юрина. С изнанки сна. Стихи
Ольга Андреева. Свято место. Рассказ
Андрей Бычков. Я же здесь. Рассказ
Игорь Муханов. Тениада. Миниатюры
Ольга Суханова. Софьина башня. Рассказ
Елена Севрюгина. Когда приходит речь. О книге Алексея Прохорова "Не одинокий рай"
Литературные хроники: Елена Генерозова. Литургия в стихах - от игрушечного к метафизике. Вечер поэта Елены Ванеян в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри"


ПРОЕКТЫ
"Сетевой Словесности"

Алексей Верницкий. Две строки / шесть слогов

[01 марта]   Избранные танкетки февраля.


        до чего
        покрашен






КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
ЧИТАЕМ:  Алексей Сомов. Аниме (Человеческое молоко)



Марина Конюшихина

"Аниме" - это не анимация, это литература, или Многоликий Алексей Сомов



Почему Бог не любит нас?
Бог хорошо играет в покер.
А мы - не очень.



Начиная читать новую повесть Алексея Сомова, очень сомневалась в том, что она будет развлекательной: все предыдущее творчество автора не давало мне никакой надежды на весёлое "чтиво". Однако после бессонной ночи с этим произведением, от которой просто невозможно оторваться, поняла, что передо мной немножко другой Сомов, узнаваемый, не менее талантливый, по-прежнему ведущий с миром и читателем некую игру, но, как ни странно это прозвучит для автора, повзрослевший, позволивший принять себе и читателям этот мир совсеми его несовершенствами, которые разрешаются... ну, хотя бы волшебством.

Теперь ближе к тексту. Понятно, что каждое произведение начинается с названия. Прочитываем слово "аниме" - и вот уже, кажется, должны побежать перед нами большеглазые, длинноногие бесстрашные герои, совершающие немыслимые поступки ради спасения мира. Так и происходит, да только фигурки слишком знакомые и слишком живые, а глаза широко открываются у читателя, часто не успевающего следить за калейдоскопом событий, переживающего за судьбу семилетнего Сашки (вроде бы знакомый до боли образ сказочно-рождественского мальчика, но такой настоящий, что постоянно боишься: только бы автор его не убил), мечущегося по нескольким уровням повести.

Особо хочется отметить эпиграфы. Алексей Сомов - мастер их подбора, да и сам придумывает прекрасно. В "Аниме" их четыре, и каждый приоткрывает отдельное художественное пространство повести.

Вспоминая сюжет повести, хочется обратить особое внимание, что по многим признакам она похожа на сценарий, потому что основной стилеобразующий приём здесь всё-таки, на мой взгляд, - кинематографичность. Кажется, что перед твоими глазами мелькают кадры (вот камера медленно ползёт по карточному столу, останавливаясь на руках каждого из игроков, вот крупным планом Муса, потом Зятёк... вот кивающий, как игрушка-талисман, Гаруда), а потом резкое переключение... И так всю повесть, только успеваешь привыкнуть, как автор преподносит тебе то нового персонажа (их множество, и господин Сомов, конечно же, лукавит в послесловии, утверждая, что они плохо проработаны, просто такое ощущение, что это сценарные персонажи), то новую сюжетную линию.

В повести множество скрытых и вполне прочитываемых аллюзий (мне прежде всего увиделось что-то Булгаковское, фантасмагорично-гротесково-реальное, начиная с знаменитого "никогда не заговаривайте с незнакомцами"). И кажется, что уже где-то читал такое, и видел, а Сомов возьмёт да и зачеркнёт мою аллюзию придуманной им же самим притчей-сказкой, которых по произведению рассыпано великое множество (и про умную девицу, и про трёх братьев...). Да и расскажет печальную историю про то, как кончается детство, и как грустно взрослеют люди, и как взрывается в голове последняя мысль "БЕС-КО-НЕЧ-НОСТЬ", и как рыдает у берёзы Витя-друид стихи Есенина, и как спасёт Зара своим материнским молоком храброго Сашку, превратив его таким образом в особенного мужчину... И вдруг поймёшь, что не такой уж он аниматор - этот многоликий Сомов, повеет его фирменной сомовской грустинкой, но автор не позволит ей полностью овладеть вашим сердцем, а только даст время на то, чтобы задуматься и перевести дух.

В творчестве Алексея Сомова меня всегда удивляла словесная точность, великолепная языковая игра. Вот уж здесь автор себе не изменяет: и любимая Сашкина эпопея "макай Сеньку", и загадочная "болезнь гейм-овера" (Альцгеймера), и аббревиатура ТУК-ТУК, и постоянное включение в повествование чужого языка, и оставшееся без расшифровки название машины "Инфинити", и трижды убитая плюшевая собака... Действительно очень точно подобранные, даже отобранные слова, каждое из которых хочется попробовать на вкус и желательно поделиться с кем-нибудь.

По жанру произведение - скорее всего волшебная сказка, герой которой, хоть и живёт "держась ушами за воздух" и то едва-едва, пройдя успешно обряд инициации, обретает особую силу, данную не всякому смертному. И всё у него будет хорошо, и автор приоткроет его будущее, одним штрихом уверив нас, в том, что оно БУДЕТ.

Длинное послесловие, которое, как утверждает писатель, никто, как правило, не читает, прочитывается с неменьшим интересом, чем сама повесть. Автор объясняет нам, читателям, то, что он хотел сказать. Но надо всегда помнить, что при всей своей потрясающей искренности, Алексей Сомов всё же замечательный обманщик, так что, где правда, а где игра разбираться приходится самим.

Возвращаясь к началу, хочется отметить подзаголовок: "Повесть о двухтысячных годах" (почти как "Повесть временных лет"). Это всё о нас, о нашем времени, о настоящем, о том, есть ли у нас будущее...

Отзыв получился несколько сумбурным и не во всём точным, возможно, он вызовет у автора только снисходительную усмешку несколько уже знакомых фраз о суконном языке, и поверхностности. Я и не претендую на истину в последней инстанции, а просто в очередной раз говорю "спасибо" полюбившемуся писателю и жду от него новых произведений.



Обсуждение