Родился я довольно давно, в 1952-м году. То есть при товарище Сталине. Родился в Москве, до пятидесяти лет прожил в Днепропетровске, а теперь и вовсе занесло меня в страну Германию. То есть случай мой с литературной точки зрения вполне несчастный. Если к этому ещё прибавить, что по образованию я горный инженер-механик, отработавший этим самым инженером девятнадцать лет как под землёй, так и на её поверхности, то объяснить, откуда взялось всё написанное и более того, напечатанное в московских журналах и отдельных книгах - не могу даже я сам.
Линор Горалик: "Понимаете, Саша, мне очень мило, что у Вас нет ни одного персонажа, которого я не могу, как говорится, "по-человечески понять". Я их всех могу по-человечески понять, потому что они по-человечески живут, бытуют, зимуют, как зверюшки, плетут свой коврик, спят на нем клубочком по ночам..."
Проза
На полке с 20 июня 11 г.
Избранное
Повести. Рассказы
Franc-Tireur USA 2011
Александра Хургина отличает редчайшее умение передавать самыми простыми, затертыми, буквально выхваченными из повседневного жизненного гула, словами весь экзистенциальный ужас нашего бытия. Но главная загадка его прозы состоит в том, что временами он умудряется делать это поразительно смешно.
Новая книга Александра Хургина - современная притча-сказка, написанная, по выражению самого автора, "в диапазоне от эмиграции до абсурда. В жизни всегда есть место и тому и другому. Жизнь утопает, барахтаясь в абсурде, абсурд вытекает из самой жизни. В литературе, видимо, всё то же самое". Вот и целуются блаженные персонажи Хургина с куклой, пьют настой шиповника с пивом, строят на территории артиллерийского стрельбища город и в нём мирно, "под абсурдинку", живут. Живут и не понимают, что живут свои жизни зря... Однако сказка сказкой, но и про намеки забывать не следует.
"После" и "До" - два мира, описанные автором настолько пластично, что обнаружить границу не всегда удается. Да и нет, наверное, в повестях Хургина этой границы. Нет и "кладбищенских" настроений. И нет, конечно же, никаких балалаек. Есть музыка первоклассной прозы, где все, что было в жизни человеческой "До", оказывается по духу и смыслу тем, что будет "После".
Александр Хургин живет на Украине, но вопросы "незалежности" и большой политики писателя (так же, как его героев, да и читателей), похоже, нимало не занимают. Его живущие "провинциальной, а также иной жизнью" персонажи совершенно естественно чувствуют себя в любом месте и приспосабливаются к любой обстановке. Друзья летели в Карелию, а попали в Австралию, потому что "самолет ветром с курса снесло", и незадачливые путешественники ничуть не огорчились; студента отчислили из института - тоже не повод плакать: можно "нести свой долг по защите отечества" в ресторане "Ночной ковбой"... В прозе Хургина реальность почти всегда приобретает фантастические очертания, а смешное не отменяет страшного и даже трагического. Одним словом - родной до боли абсурд нашего существования, в котором все вопреки... порой даже сама жизнь.