СИЛЫ ПРИТЯЖЕНИЯ
ДА КТО ТАМ, НАВЕРХУ,
ЧИТАЕТ НАШИ ЗНАКИ!
(о стихах Ирины Аргутиной)Рассказывать о поэзии Ирины Аргутиной - необычайно сложная задача. Как разложить на темы и мотивы эту глубокую лирику? Ее стихи нужно читать не торопясь, размышляя вместе с поэтом, - о чем? Все о том же - "о жизни, смерти, и о любви"... Есть, правда, еще одна тема, неразрывно связанная с тремя названными, - тема бесконечной уральской зимы: "по полгода лежат снега с золой пополам..."; "фонарь, дымящий в воздухе морозном..."; "пророческий рассказ вещуньи во дворе /о том, что в холода / и мерзнут, и черствеют / и люди, и еда..."
Это черно-белая зима, состоящая из тьмы и снега, как среда обитания одинокой души поэта.
Это наша непонятная родина, которую любим - за что?
Так вот она!
Безбожная, хмельная,
под черным платом прячет седину.
Я так давно ее не понимаю,
что без нее и дня не протяну.
Это диалог "голоса" и "голоска":
Неясный день.
Невольный конвоир
чужих минут -
и только взглядом цепок.
Все сметные сокровища твои,
бесценные,
уходят за бесценок,
и остается ветер да песок...
И остается внутренняя жизнь души, вечная пьеса, которую героиня Ирины Аргутиной играет так "...чтоб до слез. Не от жалости, нет. От восторга".
Мария Огаркова
СИЛЫ ПРИТЯЖЕНИЯ
1. Старый двор
Полосатые простыни,с каждым годом все меньше похожи на паруса
хлопая на ветру,
во дворе, где я родилась,где меня скорее забудут, чем воскресят,
где и умру,
где все меньше слов удается сорвать с ветвей
этих кленов,один из которых садили мы
с дедом Шурой(теперь зимою от них светлей,
потому что ветви снегом убелены).
Меньше слов - и неба.что все ближе дом напротив -
И как рассказать, кому,
и все туже, туже старых домов хомут,
день ото дня,
и все вместе называется - западня.
В этом месте,где шаг неверен, а голос груб,
по полгода лежат снега с золой пополам,
и все те же бьются простыни на ветру,
но в бесстыдных дырах ветхий мадаполам.
Старый двор,забытый богом аэродром,
где сороки вертикально стартуют вверх,
о родной хомут,о каменное ядро,
кандалы мои на весь сокращенный век!
Волочить вас ежедневно - тяжелый труд:
не беги, не отрывайся, не воспари,
только рвись,как эти простыни на ветру
да словао жизни, смерти и о любви...
2. Парк имени Терешковой
Там, где танк несокрушимыйДремлет парк, носящий имя
у ворот французской школы,
(первой дамы-космонавта)
Валентины Терешковой
А меня любил взаправду.
сорок лет по принужденью.
А меня любил с рожденья.
Он раскидывал аллеипару гипсовых оленей
в дар сандаликам стучащим,
ворожил на карусели,
выводил ко мне из чащи,
так любил, что в день весенний
провожал почти до дому,
уступил меня другому.
А потом, немного позже,Я теперь в него не вхожа.
схоронил своих оленей.
Я теперь его жалею.
Не о нем шептала богу,А живу через дорогу.
о другом судьбу просила...
И уехать я не в силах.
3. Берег
В каких степях, лесах,каких морей
на побережье
мой беззащитный бог
невинно улыбается,гоняя свой оранжевый клубок
как прежде
по синеве моих воспоминаний,
безоблачных, безбедных, неземных?
Я так давно его не понимаю,
что он спокоен,
обо мне забыв -
забыв с тех пор,возвел беду и страхи за родных.
как сам в лихую степень
Все побережья, все леса и степи
меня забыли: я не верю в них.
В ночном окне,в зрачковых сферах спит моя земля:
в чернеющем портрете,
забытый дом, рожденный в тридцать третьем,
и двор, где умирают тополя.
Так вот она!под черным платом прячет седину.
Безбожная, хмельная,
Я так давно ее не понимаю,
что без нее и дня не протяну.
От этих мест мой бог бежал как мальчик -
да что ему!Но здесь вчера гоняли рыжий мячик
Ведь он других кровей.
два пацана по стоптанной траве
под синевой моих воспоминаний,
в моих лесах, степях,такой любви,
на берегу
к чему,
что я не понимаю -
но от нее не убегу.
2005
_^_
* * *
Все нагрубающие почки,
все отсыревшие стволы
глотают жадно соки почвы
в предвосхищении листвы.
Еще кричат: "Не провороньте!" -
вороньи стаи по утрам,
но Брестский мир на личном фронте
уже милее пышных драм,
и стало ясно, как неточно
"любовь" рифмуется с "любой"...
А каблучок дорогу точит
округлой дыркой пулевой,
и многоточие апреля
на почву влажную падет,
и ночью старая аллея
шифон зеленый обретет.
Вот так - порывисто, порочно,
и не скрывая торжества,
с себя срывает оболочки
предвосхищенная листва.
апрель 2005
_^_
* * *
Готовимся к зиме...Ворона во дворе
и утепляем окна.
но тоже утеплить пытается гнездо.
замерзла и промокла,
Вороне что-то Богпослал. Но мир жесток
в не лучший из сезонов
и жребий выпал (за сомнительным крестом
и неорганизован -
оконных рам).ворона-старожил, стареющая птица.
А там
живет и суетится
Нам с ней который год готовиться к зиме,
бояться холодов,и стайками следов
зачем-то ждать покрова
слагать - и, наконец, составить резюме
одно, другое слово
для тех, кто наверху,и сыплет первый снег
и грамоте обучен,
на палую листву - пока не надоест.
из первой снежной тучи
Да кто там, наверху, читает наши знаки!
И кляксами ползетизменчивый октябрь.
по вымокшей бумаге
несут в печальный путь
И черные коряги
унылый цинк небес.
И вот уже готовВ преддверье холодов
к зиме наш дом картонный.
пророческий рассказ вещуньи во дворе
я слушаю гортанный
о том, что в холодаи люди, и еда -
и мерзнут, и черствеют
объятия снегов, желанных в ноябре.
и как осточертеют
Рассказ ее суров,В гнезде меж двух стволов
но голос хладнокровен.
и видит все как есть,
она со мною вровень -
И птица - не орел, и дерево - не древо,
и говорит как есть.
и я уже давным-давно не королева -
но ферзь.
октябрь 2004
_^_
МАЛЕНЬКАЯ СЮИТА
ДЛЯ ГОЛОСА И ГОЛОСКА
Голос: - Что можешь ты,
и что ты раньше мог,
когда дождем рассыпался внезапно,
когда,
как ошарашенный щенок,
кленовой гривой встряхивал с азартом,
бежал по крышам как по мостовым,
пугал не громом,
так огнем небесным?
Теперь оцепенением своим
пугаешь,
как решеньем неизвестным.
Неясный день.
Невольный конвоир
чужих минут -
и только взглядом цепок.
Все сметные сокровища твои,
бесценные,
уходят за бесценок,
и остается ветер да песок...
и ангельский, должно быть, голосок?..
Голосок: - Ветер, ветер, ты могуч.
Пушкин, Пушкин, ты везуч -
не узнал, не дожил,
рано голову сложил.
Голос: - Один не уходил, другой вернулся
и в первом так себя и не признал.
Живут на свете два веселых гуся,
которым уготована резня.
Что можешь ты, создатель мелодрамы, -
вернуть своих валетов козырных
на десять лет,
на десять килограммов,
на десять тысяч радостей земных?
Все то, что ты умеешь, но не вправе, -
за то, что, неумению назло,
получится...
Шуршат песок и гравий,
идут часы и кормит ремесло.
Что можешь ты, когда - на волосок,
когда слабеет даже голосок?
Голосок: Сядешь тихо в уголок -
погляди на потолок,
голубой-голубой,
с облаками над тобой...
июнь 2005
_^_
* * *
Фонарь, дымящий в воздухе морозном.
Дорожный скрип толченого стекла.
Обернута бумагой папиросной
ночная мгла.
Она проистекла
из вечных зимних сумерек.у фонаря - их лучше обойти.
Три тени
Год кончился внезапно, как терпенье,
но с худшим результатом.
От пяти
отнимешь пять, и, нечто получая
от бублика - ни спицы, ни оси -
катись домой, прими покрепче чая
и в первый раз о помощи проси...
_^_
* * *
О бряцающий браслет,
о законы Хаммурапи,
о замшелый Старый Свет
в неизменном черном драпе!
"Мы в дугу тебя согнем,
мы уму тебя научим!"
О божественным огнем
полыхающие тучи!
О стихающий тайфун,
бури, канувшие в Лету!
О закрытые в шкафу
позабытые скелеты,
о добытое трудом!
О незнание бомонда!
Ванна в кухне, дряхлый дом
без попытки капремонта!
О немодных старых бус
трехрублевые рубины,
о детали (это плюс)
на безрыбье (это минус)!
О постыдный скрип костей,
о бесплодная усталость,
о болезни всех мастей,
о пугающая старость!
О догнавший в росте сын,
беспредельно ясноглазый,
о сияние росы,
о небесные алмазы!
Живы будем - не моргнем!
О лото! Счастливый случай!
О божественным огнем
полыхающие тучи!
О стихающий тайфун,
бури, канувшие в Лету!
О-о-о-о...
июнь 2004
_^_
БИОГРАФИЯ
По рукотворному Стиксу с другими Орфеями
плавал, по просьбе Харона горланя "Катюшу".
Маялся. Вылез из кожи. Вернулся с трофеями.
В рамках эксперимента заглядывал в души
ближних и дальних.чуть задержался, поскольку описывал клинику.
В одной, с невротическим спазмом,
Вышли стихи. Кто читал - говорили: "Прекрасно!"
Стало опасно. Уже потянуло на линию
смены событий и дат, где вчера и сегодня
переливаются в гребне волны пограничной.
Так захотелось нырнуть! Молодым и свободным
выйти из смены времен - и похвастать добычей!
...Там, где на карте не значились скалы и рифы -
встали суровой грядой настоящего времени.
Бейся о них, сумасшедший, Великий и Тихий,
в пене бросайся и падай на них,
как подстреленный...
Камень. Вода. Вытри слезы, смягчи свое сердце -
и ничего не останется - камня, воды ли.
Стикс протекает не здесь. И, возможно, не в Греции.
Нужно идти и идти - а не хочется. Или...?
январь 2002
_^_
ВЕЧЕРНИЙ ЧАЙ
Кипятком янтарным согреешься - будешь сыт.
Электрический свет разобьется на сотни букв.
Зазвенит камертоном душевная буква "пси",
со снегов потолка сорвется в капéльный стук,
потечет, в тепле превращаясь в родное "спи",
и растает, ничуть не заботясь, каков ответ.
Разбегутся тени толпой незнакомых спин -
не ищи среди них ту, которой меж ними нет.
В янтаре чаинки плавают, не спеша,
воплощением достоверности - как без них?
Как без двух достоверных качеств карандаша:
им легко писать, но ломается, черт возьми!
Не возьмет и черт - и взял бы, да не отдашь
старый тополь в окне, чернеющий буквой "пси",
и янтарный чай, и сломанный карандаш,
и все тени, тени - Боже тебя спаси!
октябрь 2001
_^_
ДЕТСКИЕ ИГРЫ
- Детка, а где твоя кукла другая,- Мамочка, я пока поиграю
новая и нарядная?
старой, любимой, ладно?
...Тише, бедняжка, так не годитсяЗавтра ты выйдешь замуж за принца -
плакать, моя красавица!
он тебе, правда, нравится?
Много детишек будет, наверное,Будет он сильный, будет военный,
может, целых двенадцать.
будет с врагом сражаться.
Ранят его, но совсем немного,- Детка, во что ты играешь?
раз - и вылечим раночку...
В доброго Бога, мамочка!
- В Бога.
декабрь 2001
_^_
АМПЛУА ТРАГЕДИЙНОЙ АКТРИСЫ
От высоких трагедий,собирают любовь и коварство попарно,
где фабулы скромно
где погибнет герой, безупречный и скорбный,
даже щей не хлебавший, а горя - подавно,
от житейских трагедий,смертоносны болезни,
где бьется посуда,
а веревка, топор да некрепкий рассудок
и вовсе не шпага,
режиссеры, -отсюда не поступью: шагом,
по своей, настоящей,небогатому по разветвленьям сюжету,
по первому акту,
да к последнему факту (пока что не факту,
но бесспорному, даже когда рикошетом),
я всего лишь иду.напряженье шагов и трагедии запах,
Но слагаются в пьесу
и какие-то люди глядят с интересом -
доберусь ли, и скоро ли можно заплакать.
И когда я внезапно дойду до финала,
потому что внезапно - не слишком жестоко,
все сойдется. Ведь я ее так отыграла,
чтоб до слез. Не от жалости, нет. От восторга.
октябрь 2003
_^_
© Ирина Аргутина, 2001-2024.
© Сетевая Словесность, 2006-2024.