Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


     
П
О
И
С
К

Словесность


 

Мэри Шелли, Перси Шелли. Дети стекольщика, или бриллиантовый век без нас (ода киберпанку)

Книга отзывов


ЦИТОТРОН

Лента отзывов
Общий форум в LiveJournal
Книга жалоб и предложений


Анна Аликевич. Тайный сад. Стихи
Андрей Высокосов. Любимая женщина механика Гаврилы Принципа. Стихи
Светлана Максимова. Между дыханьем ребёнка и Бога... Стихи
Елена Севрюгина. На совсем другой стороне реки. Стихи
Айдар Сахибзадинов. Жена. Повесть
Джон Бердетт. Поехавший на Восток. Рассказ, перевод с английского: Евгений Горный
Вячеслав Харченко. Ни о чём и обо всём. Миниатюры
Владимир Алейников. Пуговица. Эссе
Татьяна Горохова. "Один язык останется со мною...". Эссе
Владимир Спектор. Четыре рецензии.
Литературные хроники: Анастасия Фомичёва. Будем знакомы! Вечер памяти поэта Ильи Бокштейна (1937-1999) в рамках арт-проекта "Бегемот Внутри"

Поставьте себе кнопочку!
Инструкции по установке
Авторская кнопка
Имя:   
E-mail: 
Внимание! Указывая свой почтовый адрес,
Вы совершаете это на свой собственный страх и риск!
Сообщение: 
  Внимание: временно,
в целях борьбы со спамом,
нам пришлось запретить
любые web-адреса (URL)
в текстах сообщений.
Постарайтесь обходиться
без них!
Допустимые тэги: <b>bold</b>, <i>italic</i>, <u>underline</u>
<tt>моноширинный шрифт</tt>


  



Архивы: 



13.02.08 20:32:12 msk
Hitori

      Как говорил один известный бородатый знаток:"Рискну предположить!"
      Мэри Шелли не нравится не наша фантастика, имхо у позднего Лукьяненко, хотя он конечно не поздний Ирвин Шоу, язык вроде бы и не такой корявый и шершавый как у бульдога. Не нравится наш менталитет.
     Нравится чтоб были не загаженные улочки а пространства с иностранным названием авеню ( и соответствующей чистотой)
     Нравится чтоб была безбашенность, которая загадочно по-западному сочетается с трудолюбивостью.
     Это нашему человеку не понять как можно быть абсолютным пофигистом нигилистом и при этом вкалывать по десять часов в сутки.
     Нравится чтобы люди ОБЩАЛИСЬ по другому.Чтобы было другое восприятие реальности видимо. На то и любовь к киберпанку.Мы то знаем что киберпанк может показать какую угодно реальность, но так хочется чтоб там было не наплевано как в лифте.
     Вообще фантаст призывающий написать хорошую фантастику вызывает у меня такие же смешанные чувства как снайпер который верит что из винтовки у него вылетает эта самая духовность а не пуля. Возьми да напиши ёлы палы.(Имеющий интернет да увидит что у нас отличные произведения жанра альтернативная история)
Проблема нашей фантастики связана слишком сильно с нашим менталитетом.
Но раз уж она фантастика почему бы ей не описать тот менталитет который мог бы быть в светлом будущем и который уже во многих местах пробивается.


14.12.00 04:01:25 msk
Александр Зорич (zorich@enjoy.ru)

1. Ну, между прочим, статья неплохая.

2. Посыл про "первую" НФ как детище Ньютона
и Декарта не нов, но верен.

3. Вывод "Не умаляя общности, можно считать, что этот
паровоз спокойно докатился аж до середины XX века на колесах вполне очевидной модели
мира - Бог как царь Вселенной, Человек как царь Природы" верен
лишь с дивной математической оговоркой "не умаляя общности".
Ибо Проект Просвещения, по рельсам которого
упомянутый паровоз катался, фактически манифестировал
немного другую программу: Бог есть Мораль (читай: Бога нет), а
ПОТОМУ ("потому что Мораль социально конструируется и, следовательно,
ТОЖЕ управляется Человеком" - сказали самые "прозорливые" еще до Просвещения)
Человек - царь Природы, Морали, Бога, Вселенной, etc.

4. Что действительно созвучно истормоменту -
это ирония в адрес "этических теорем". Ату их!
Пусть сильнее грянет бурррря!

5. А потом, что обычно не только для сетевой публицистики, у Шелли
начинается кариес. Трах! Бабах! Бум! Тарабум!
Кто? Что? Какие выводы? Совр.русск."бумажные" фантасты
пишут туфту ради бабок, а умница Стерлинг
пишет не-туфту не-ради не-бабок? Или что?

И что в этом нового? И почему никто не скажет этим авторам "спасибо",
что они хотя бы _часть_ аудитории Шитова и Доценко привлекают к несколько более
приемлемым формам мышления? И, пусть варварскими методами, но
скрашивают серобетонную реальность наших замечательных дистриктов типа Северо-Запада?

"Так может, граждане любители этических теорем, хватит уже вопрошать, кто виноват и
что такое осень и почему люди не летают так как птицы? Может, лучше просто покажете нам
какую-нибудь птицу, а? Пусть она будет не павлиньего раскраса. И с выдранным кошкой
хвостом. И с лапой, подрезанной добрыми детками инженеров на сотню рублей. Но все равно
- чтоб птица, чтоб живая. Пусть даже и очень похожая на крысу.

А если не можете даже такого - то к чему все ваши красивые притчи о яйцах?"

А что в _этом_ нового? Вы _уже_ получили вожделенную кошку,
действительно очень похожую на крысу.

Вот вывод: статьи о жанровой литературе - это жанр. В этом жанре
существуют (эмпирический факт) два поджанра:

1. Чистая апологетика. Такой-то общепризнанный
Субъект Творчества (гений, апропо), из текстов которого всяк-кто-не-дурак
(вариант: всяк-дурак) почерпнет для себя содержательное грузло о Разумном,
Этичном, Добром, Вечном и Звездолете (вариант: Магыческом Крыштале)
написал очередной шедевр, преисполненный
давно полюбившимся всем грузлом о Перечисленном,
каковое читается-на-одном-дыхании, но
заставляет-крепко-задуматься, и отнюдь не
Звездолет (Магыческий Крыштал) интересуют нашего Субъекта Творчества. О нет!
Это - ширма, завлекуха, антураж, а там,
та-ам, за ширмой - о, там блещут Вопрос, там Прытча и Бобок (вариант).
Да, наш С.Т., конечно, не станет размениваться
на мордобой, плоские остроты и погони (хотя именно из
них состоит весь текст), он, как и всякий Писатель,
поддерживающий традицию Таких-То (здесь идет список из 5-25
именитых и сомнительно значимых, более чем условно рядополагаемых в
принципе, но обязательно известных (по
именам) потребителю текста авторов; пример: Эсхил, Маркес, Гоголь, Булгаков, Стругацкие,
Кафка, Беляев и, ладно, Лем), он дааа... тогоооо... Не знает заранее
ответов на заранее подготовленные вопросы. Да и могут ли быть они -
ответы? Ну и так далее. Охи-ахи постепенно затухают, рецензент млеет
в разведенном кадильном тумане, читатель чешет репу и успокаивается:
"Действительно, я думал, что читаю про Звездолет, а тут вона как... Вопрос,
Прытча и Бобок!"

2. Зудеж и ворчанье на общие темы, напускающие туману ради сокрытия
грубой апологии. "Вот такой-то Субъект Творчества был дааа... А эти,
нонешние - неее..." Или "Поня-атно, сидим в говне, дааа... Потому и
книги у нас говенные..." Разумеется, ВСЕ тексты второго поджанра упираются
в политэкономическое зудение о ста рублях (у нас) супротив МНОГИХ ТЫЩ
(у них), о жадных до поживы необразованных новых русских
писаках-аматорах, о паршивых традициях, о родимых пятнах соицализма и
проч. И, разумеется, среди всего этого ворчанья время от времени
вворачиваются хинты: "Ну ниче, есть тут два-три Подлинных Мастера, мы
вам сейчас тонко намекнем: это Я, Мой Задушевный Кореш и Мой Главный
Апологет" (в том случае, если критик заодно и писатель, а это сейчас
под каждым кустом), либо "Это Мой Задушевный Кореш и Мой Главный
Спонсор".

Второй субжанр - для умных. Для тех, кто знает, что их на мякине не
проведешь. Нееет. "Лабиринт отражений"? Отказать. Конечно, вот Стерлинг -
это голова! Киберпанк в России? Уродство. Вот Дик! Дик! О Дик! Убикь!
Да и вообще - эта, знаете, Россия... Умные-то, хха, понимают, что в
Неумытой по жизни с культурой того, если и есть Писатель - так он
один и желательно мертвый. А вот на Западе! А у нас?.. Ой, и не
говорите! А слышали, что у нас-то? Слыыышали... ЦРУ короче торпедой по
Останкино долбануло, а кусок отвалился - и прямо в "Курск". Ну да,
ясно, ЦРУ - оно может! >>> И вот буквально любой такой ерундой будут
заполняться тексты второго поджанра, лишь бы не писать о текстах тем
языком, который предназначен для _писания_о_текстах_.

Оба поджанра - и это правило, исключения из которого мне не известны -
ни в какую не желают сноситься собственно с текстами Субъекта(ов)
Творчества. Цитаты из оригинала в них обычно жалки, анализ
процитированного - либо отсутствует, либо комичен. Структурный анализ - отсутствует.
Культурологический аппарат - ниже всяких нареканий. Философский
категориальный аппарат - не ночевал. Родимые пятна социалистической "журналистики" -
сочного, трупно-зеленого цвета. Если это "обзор" - он всегда неполный.
Если работа посвящена одному автору - это сброд общих мест. Если одной
книге - это как правило насасывание из пальца "философии" (!!?),
которая там не ночевала.

К сожалению, текст Шелли - из второго субжанра. Но теплится.

С киберпанк-приветом,
Искандер аль-Шатун


16.10.00 04:02:18 msk
Михаил Харитонов (haritonov@ncport.ru)

Прежде чем взяться за саму меришель, несколько слов о всех остальных статьях. Я не удивился бы, если бы выяснилось, что эти тексты писаны той же меришелью с целью демонстрации убожества оппонентов. Поскольку хрестоматийно выписанные обиды на "тон и слог", равно как и копание в мелких фактических неточностях, не есть сильная полемическая позиция. На таком-то фоне палевый блузон Меришеля смотрится вполне благопристойно.

Теперь о деле. Тезис меришель, почему-то не обсуждавшийся толком, гласит следующее:

А. Главный тезис, не озвученный вполне, но подразумеваемый (из него следует всё остальное):

- мы (как страна, нация, сообщество читателей и т.п.) - отстойник, обезьянник, и Верхняя Вольта, которой не полагается ни ракет, ни даже модной литературы типа "киберпанка".

- И даже если вам кажется, что ракеты и книжки у нас хорошие, знайте - это хуйня.

- Настоящий товар с глазетовыми кистями делают только в странах заходящего солнца.

- А то, что у вас - это неуклюжие поделки, которые лучше попрятать по углам, чтобы не срамиться перед Белыми Людьми.

Теперь аргументы в пользу А:

Б. Таки да, в Совке была кое-какая наука.
В. Однако, она была Совку не по чину и не по уму.
Г. Советское общество - в лице писательского сословия, вполне адекватно выражавшего и обслуживавшего этого самого общества нехитрые интересы - науку, в общем, не любило и не понимало. Предпочитая использовать её достижения в лучшем случае как ещё один повод погундосить о т.н. "духовности" (то есть о всякой хренотени типа "трудно быть богом" и "можно ли всех осчастливить так, чтобы никто не ушел опущенным"). Мля, эти козлы Даже Не Заметили Интернета, это Великое Чудо Judo!
Д. Все робкие попытки выйти за пределы этого гунденья о "духовности" не имели успеха.
Е. Закономерно, что такое общество - разучившееся любить знание и технологии - в конце концов их и лишилось. Это, типа, справедливость такая.

Теперь мощный финал:

Ж. Но всё это, в общем, нехорошо. Давайте же, наконец, перестанем маяться хуетой, купим у американцев лицензии на производство настоящего товара, и начнём его производить.

Раздражение, в общем, вызвали даже не эти мысли, а тот факт, что в Отстой&Духовность (в дальнейшем О&Д) меришель записала всех известных ей "тиражных" авторов (попутно ещё и обозвав "пидарасами и педофилами"), а в качестве обладателя вожделенной лицензии обозначила себя любимую. Что, разумеется, вызвало вполне предсказуемую реакцию - "цыть, галота".

Надо сказать, кстати, что таковая реакция абсолютно оправдана: уж коли начинается меряние пиписьками, политесы отставляются в сторону: кто сказал "мяу", тот да услышит мощное "гафф". Добавлю, что "Паутина" ну ничем не превосходит вохувасильева, и даже кое-где грешит духовностью, не говоря уже об отстое. Показать птицу меришель не могёт, проверено - разве что фигу.

Оставляя в стороне дёрганье за мыльную верёвку отечественного мазохизма ("дикари мы некультурныя"), обратимся к аргументации. Она вся разбивается о тот тривиальный факт, что советская литература отнюдь не была порождена свободной игрой сил, а регулировалась извне. И стругацкие были всего лишь неким подобием "вознесенского" и "евтушенки" в поэзии - то есть им разрешалось писать интересно, а "интересно по-советски" значит всего лишь - демонстрируя фигу в кармане. То есть не забздеть осуществлять духовно-нравственный поиск - с тонкими намёками на отсутствие в продаже животного масла. (Впрочем, вся советская и постсоветская литература вышла из этого кармана. Где фига.)

В таком случае нынешнее засилье духовности в ущерб жёсткой нюфе (НФ) и киберпанкухе вполне объяснимо. Люди делают то, что они умеют - и к чему они, главное, приучили потребителя своей продукции. Фига в кармане уже никого не интересует как таковая - но выросшее из неё потребляют. Пипл научился хавать духовность (а хавать надо именно учиться, тут уж не ходи к маркетологам), хавает её, и будет хавать, пока всю её не сожрёт.

Меришеллям же совет - вместо того, чтобы топать ножками и желать производителям О&Д сгинуть и провалиться, смирите гордыню и пишите, пишите. пишите. Жирно, смачно, бездуховно. Сейте неразумное, злое, и скоропреходящее, если душе угодно. Но не гундите.


08.10.00 03:36:54 msk
alik

С тем, что всяк свое видит даже спорить смысла не имеет. :) Вот только автора это не слишком должно устраивать... вроде бы. Он же хочет донести до читателя какую-то мысль.
А то, что увидел я - это несколько экранов жалоб, несколько страниц желчи, немного преклонения перед западом.
Если же соотнести весь текст с названием и отвлечься от лишнего текста, то можно резюмировать одной фразой: "Русской литературе несвойственна бездуховность киберпанка."
Очень самоуверенно, по-моему.
Это только мое мнение.


07.10.00 08:05:45 msk
Mrrrr

А способы предложены. И ссылки поставлены. Просто всяк свое видит.


07.10.00 00:28:15 msk
Алик (Alik@Rivkind.Kiev.UA)

Все правильно. Мозги утекают на запад, советская научная фантастика умерла, русский рок никто никогда не слышал, и Земфира - непризнанный гений, которого будут помнить в веках...
Вот только критику мы по прежнему умеем писать хорошо. Обозреваем, классифицируем, формулируем проблему, переливаем из пустого в порожнее. Может хватит уже ставить проблему? Может предложим способы решения? Или будем решать извечный вопрос "Кто виноват?"...







Словесность