Словесность

[ Оглавление ]








КНИГИ В ИНТЕРНЕТЕ


     
П
О
И
С
К

Словесность


 

Ольга Василевская

Книга отзывов


ЦИТОТРОН

Лента отзывов
Общий форум в LiveJournal
Книга жалоб и предложений


Елена Мудрова (1967-2024). Люди остаются на местах. Стихи
Дмитрий Аникин. Иона. Цикл стихотворений
Александра Сандомирская. По осеннему легкому льду. Стихи
Людмила и Александр Белаш. Поговорим о ней. Рассказ
Никита Николаенко. Дорога вдоль поля. Рассказ
Аркадий Паранский. Кубинский ром. Рассказ
Эмилия Песочина. Под сиреневым фонарём. Рассказ
Алексей Смирнов. Два рассказа.
Яков Каунатор. Сегодня вновь растрачено души... (Ольга Берггольц). Эссе
Любовь Берёзкина. Командировка на Землю. Интервью с Игорем Мухановым

Поставьте себе кнопочку!
Инструкции по установке
Авторская кнопка
Имя:   
E-mail: 
Внимание! Указывая свой почтовый адрес,
Вы совершаете это на свой собственный страх и риск!
Сообщение: 
  Внимание: временно,
в целях борьбы со спамом,
нам пришлось запретить
любые web-адреса (URL)
в текстах сообщений.
Постарайтесь обходиться
без них!
Допустимые тэги: <b>bold</b>, <i>italic</i>, <u>underline</u>
<tt>моноширинный шрифт</tt>


  



Архивы: 



27.01.16 08:18:22 msk
pintado

Мне недавно в руки попала интересная подборка стихов Ольги Василевской. Сразу скажу, что я человек далекий от поэзии (и более близкий к музыке), поэтому мое впечатление — это мнение рядового и не слишком искушенного читателя.

Мне кажется, что стихи Ольги занимают благословенное средиземье между скалистыми горами профессиональной поэзии и разливанным морем самодеятельных "стишат". Это действительно стихи, поэтические творения, но в них есть что-то очень непосредственное и живое. Первое сравнение, что мне приходит в голову — это американская grassroots music; не доморощенная самодеятельность, а именно живое, талантливое музицирование, идущее от сердца. Для профессионального уровня оно недостаточно рафинировано, в нем слишком много эклектичных примесей. Удивительным образом в стихах Ольги задействованы все словесные пласты языка, от традиционного поэтизма ("душная светлица", "спелая зарница", "ночь-молчальница", сполохи и версты) до современных компьютерных терминов (вай-фай, плейлист, "Я ворую твои хэштэги" и "Кто-то сверху нам поставит лайк"). Головокружительный стилистический зигзаг иногда вписывается в пределы нескольких строк: так, например, в стихотворении "Между апрелем и октябрем" после образцово-академичной строки "Сонный август в бреду окликает грядущую осень" ступенью вниз следует разговорно-интернетное "Стрекочет новостная лента", а затем фраза еще раз неожиданно поворачивает и проваливается в слэнг: "Слишком мало небес, но пофиг". Я скромно умолчу о постмодернистском коллаже и игровой ироничности. Скажу только, что я не считаю такую эклектику и попуррийность недостатком, даже напротив — такая неровность/неотполированность строк кажется мне ценным противовесом безупречному и безличному ремесленничеству, которое как раз отбивает всякий интерес к поэзии. Сама Ольга пишет, что "осталась цветком неразумным", и мне кажется, что эта "неразумность цветка" отчасти сродни поэзии Эмили Дикинсон: простота голубя, чуткость сердца.

Я читала подборку стихов за 2015 год, и две главные темы в творчестве Ольги я бы обозначила так: ночное виртуальное общение и ожидание от жизни чуда. Первая тема выражается открыто и доминирует, тогда как вторая проходит, скорее, скрытым фоном, подспудным желанием, просвечивающим между строк. Я думаю, обе эти темы переплетены между собой, поскольку (текстовое, социальное) общение в интернете часто напоминает спиритический сеанс, общение с духами — невидимыми, потусторонними, развоплощенными собеседниками. Я бы сказала, что виртуальное общение нашло в Ольге Василевской своего певца. Приведу в подтверждение тому несколько цитат:

"На твоей странице тишь.
Мир, как сейф, и ты в нем спишь.
Поздно так, что даже рано..."

"Что всё это означает — будешь гуглить до утра"

"...Заграницы и столицы
Проплывают утром в ленте, поделиться и забыть"

"Сколько надо звезд и кофейной гущи,
Чтобы угадать, кто кого — в костер.
Я живу — шепчу, я в режиме ждущем,
И во мне звучит соло до-минор"

"И я, как прежде, на твоей волне,
Беззвучно пребывая за чертой".

Ценность поэтического текста состоит в том, чтобы в нескольких строках, сжато и концентрированно, рассказать целую историю, которую по опорным точкам можно развернуть затем обратно в воображении в полноценное повествование, и в следующем четверостишии, на мой взгляд, у Ольги это получилось блестяще:

"Из круга вон, как я уже умела.
(Забыт пароль. Восстановить? Уйти?)
А осень лишь очертит желтым мелом
На зыбкий свет окольные пути".

Тот, кто терял постоянного ночного собеседника/друга и был вынужден затем искать, чем заполнить эту внезапно образовавшуюся пустоту в привычном укладе жизни — искать окольные пути до рассвета — тот поймет рассказанную историю.

По стихам рассыпано еще много мелких симпатичных камешков, которые можно ходить и собирать:

"Сны — артхаус, а явь — "Каменская", сотый сезон"

"мы два острова несвободы"

"Чья ты путеводная звезда,
Если мы и днем с тобой впотьмах?"

"Пограничная полночь и глыбь. Жаль, что дальше не пустишь".

Отдельно отмечу пассаж, который мне нравится больше других — здесь просто цветаевская экспрессия:

"...я сама себя взломала.
Опровергни!"

Это совершенно из ниоткуда взявшееся повелительно-ученое "Опровергни!" — словно пробившееся в современность из средневековых споров схоластов — кажется мне особенно забавным и удивительным.

В заключение скажу, что я прочитала эту небольшую коллекцию стихов и с интересом и с удовольствием и охотно присоединяюсь к тем сетевым комментаторам, что призывают: "Оля, пиши еще!"








НОВИНКИ "СЕТЕВОЙ СЛОВЕСНОСТИ"
Елена Мудрова (1967-2024). Люди остаются на местах [Было ли это – дерево ветка к ветке, / Утро, в саду звенящее – птица к птице? / Тело уставшее... Ставшее слишком редким / Желание хоть куда-нибудь...] Эмилия Песочина. Под сиреневым фонарём [Какая всё же ломкая штука наша жизнь! А мы всё равно живём и даже бываем счастливы... Может, ангелы-хранители отправляют на землю облака, и они превращаются...] Алексей Смирнов. Два рассказа. [Все еще серьезнее! Второго пришествия не хотите? А оно непременно произойдет! И тогда уже не я, не кто-нибудь, а известно, кто спросит вас – лично Господь...] Любовь Берёзкина. Командировка на Землю [Игорь Муханов - поэт, прозаик, собиратель волжского, бурятского и алтайского фольклора.] Александра Сандомирская. По осеннему легкому льду [Дует ветер, колеблется пламя свечи, / и дрожит, на пределе, света слабая нить. / Чуть еще – и порвется. Так много причин, / чтобы не говорить.] Людмила и Александр Белаш. Поговорим о ней. [Дрянь дело, настоящее cold case, – молвил сержант, поправив форменную шляпу. – Труп сбежал, хуже не выдумаешь. Смерть без покойника – как свадьба без...] Аркадий Паранский. Кубинский ром [...Когда городские дома закончились, мы переехали по навесному мосту сильно обмелевшую реку и выехали на трассу, ведущую к месту моего назначения – маленькому...] Никита Николаенко. Дорога вдоль поля [Сколько таких грунтовых дорог на Руси! Хоть вдоль поля, хоть поперек. Полно! Выбирай любую и шагай по ней в свое удовольствие...] Яков Каунатор. Сегодня вновь растрачено души... (Ольга Берггольц) [О жизни, времени и поэзии Ольги Берггольц.] Дмитрий Аникин. Иона [Не пойду я к людям, чего скажу им? / Тот же всё бред – жвачка греха и кары, / да не та эпоха, давно забыли, / кто тут Всевышний...]
Словесность