[Оглавление]


Читательский выбор 2004



"ДЕВИЧЬЯ  ЛИРИКА"  -  ЖАНР  ИЛИ  СТИЛЬ?
НАБЛЮДЕНИЯ  И  ЗАКОНОМЕРНОСТИ


Для любого постоянно действующего рецензента или редактора неизменно наступает момент, когда изучаемые произведения сами собой группируются по некоторым качественным признакам - поскольку внутри этих групп действуют свои законы и взаимосвязи, по-видимому, не зависящие от воли как рецензирующего редактора, так и, в некоторых случаях, самого автора.

Я, конечно, будучи специалистом в области не филологии, но в области психологии, не решусь создавать какую-либо обширную классификацию. Осмелюсь лишь высказать свои наблюдения о группе стихов, условно и, отчасти в шутку, названной мной для самого себя "девичьей лирикой".

Как читатель, я не могу не признать талант каждой отдельной девушки и восхититься красотой её речи и переживаний, оную речь повлёкших. Однако, как редактору и рецензенту мне надо ещё и как-то прокомментировать её стихи - а я вижу в них больше сходства, чем различий с творчеством других барышень; и подробная рецензия, в итоге, даётся с ужасным трудом. Кроме того, редактор должен как-то оценить стихи, а как их оценишь, если они выглядят как цельное явление? Можно лишь принять или не принять полностью всё направление. Фактически единственный критерий оценки - это элементарные грамотность и вкус автора; ну и, пожалуй, в некоторых случаях, то, как автор способен без потерь выйти за собственные рамки.

Позволю себе также заметить, что, хотя всем представительницам данного направления, либо 18-20 либо 25-27 лет, далеко не все их ровесницы-поэтессы предпочитают писать стихи такого типа. Более того: аналогичные стихи однозначно пишут люди обоих полов и всех возрастов. Кроме того, большинство упомянутых девушек-поэтесс благодаря средствам интернета стали со временем знакомы друг с другом и теперь обмениваются поэтическим опытом. Так что, возможно, я имею дело с чем-то вроде стихийно возникшего и развивающегося литературного стиля (а не жанра, как это может показаться сначала). Всё же, в любом случае, хочется сделать какие-то обобщения.

Итак, характерные особенности "девичьей лирики" - такие, которыми они предстали передо мной.



Особенности психологические и философские.

1. Экспрессия, максимализм - причём, часто на негативном эмоциональном фоне. То есть, как я однажды случайно сказанул, "хорошие стихи пишутся не от хорошей жизни" (эту фразу я едва ли бы запомнил, если бы известная в прошлом стихирская поэтесса, моя подруга, Евгения Назарова не сделала бы её своим девизом). Возможно, это - следствие возраста и несчастной любви; про счастливую любовь нашим милым девушкам писать обычно как-то некогда. Возможно - результат особой впечатлительности, присущей женщинам вообще - тут я судить не берусь. Ясно одно: эмоции явно являются главной составляющей "девичьей лирики" - причём, часто выраженные в острой форме, вплоть до надрыва; буддистская же созерцательность для данных стихов совершенно нехарактерна.

2. Определение духовного через эмоциональное. То есть, любое эмоциональное переживание воспринимается как элемент духовной жизни личности. На первый взгляд, тут не видно особого противоречия; однако, эта особенность иногда интересно преломляется в вопросах веры: в силу эмоциональности барышень больше всего привлекает язычество - по крайней мере, паранормальным аффективным опытом. С другой стороны, христианская терминология этому стремлению противоречит... Если же считать, что сфера духовного является, в основном, сферой ценностей, то получается ещё большее противоречие: ведь ценности - слишком рациональны, чтобы найти однозначное отражение в этих стихах. Иными словами, непосредственно-аффективно оцениваются не только любые явления, но и их взаимосвязи.

3. Субъективный абсолютизм восприятия. Реальный мир настолько бледнее внутреннего, что даже не рассматривается. Следствием этого является, по-видимому, то, что все происходящие в стихах движения и действия являются, своего рода, защитной реакцией личности. Отсюда же, возможно, как следствие, некая манерность: внутренний мир раскрывается через взгляд на свою внешность, брошенный со стороны. Так же и окружающая объективная реальность воспринимается выборочно, лишь по отношению к лирической героине, а часто - и вовсе враждебно. И всё же самое главное в данном типе поэтической субъективности - всепоглощающая рефлексия как основная стихия и метод. Иначе - какое-либо восприятие просто невозможно. А учитывая, что все без исключений рассматриваемые девушки-поэтессы - личности самостоятельные и сильные, произведения у них получаются яркими настолько, насколько вообще хватает умений и сил.



Особенности стихотворческие прямо следуют из изложенных психологических и философских особенностей, ибо специфические задачи требуют для решения свои особые средства.

1. Звуковая проработка - аллитерации, созвучия и т.п. Сложно сказать, почему - но скрупулёзная работа над фонетикой по сердцу большинству девушек. Кстати, словотворчество (почему-то всегда считающееся безусловным достоинством) - тоже один из самых любимых у них приёмов.

2. Разговорность речи. Тут имеется в виду, скорее, стиль. Несмотря на обилие ярких, редких словечек, основа поэтического языка всё-таки зиждется на стиле обычной беседы - в силу уже упомянутого стремления к рефлексии. Думается, это необходимое условие: для того, чтобы играть на контрастах, надо чтобы инновации накладывались на более-менее сложившуюся структуру речи.

3. "Телеграфность". Случаи, когда фразы растягиваются на несколько строк чрезвычайно редки - что не позволяет приближаться к разговорной речи ещё и фразеологически, зато создаёт необходимую динамику. Эта особенность, как мне представляется, целиком является следствием эмоциональности.



Увы, на всё направление распространяются и общие стереотипы - в частности, рифмы иногда не подвергаются тщательной проработке, и тогда возникает что-нибудь заезженное до боли ("сердце / скерцо" мне встретилась и у Ксении Ермолаевой, и у Яны Конт и ещё у десятка-другого поэтесс... берегитесь, девушки, я ещё не всех подробно читал). Местами возникает ощущение попыток изобрести велосипед - особенно, в сфере звукописи. В некоторых случаях, достигнув успехов в каком-то одном стиле, девушки начинают нещадно эксплуатировать выбранную тему, в результате чего утомляют этим и себя, и читателей.

Конечно, специфику данной группы определяет вся совокупность признаков. Однако, я отчасти намеренно обезличил эту структуру - для того, чтобы по отдельности представить творчество наиболее интересных девушек-поэтесс данного направления из тех, которых мне доводилось рецензировать или просто читать.



Юля Шабуня (lito.ru/avtor/veda) - первый человек, заставивший меня задуматься о соображениях, изложенных выше. Собственно, анализ именно её творчества и составил фундамент моих измышлений - правда, применительно лишь к ранним публикациям, поскольку я давно не читал её стихов и не знаю, каким путём пошло её развитие. Цикл "Просто уродилась уродиной" (lito.ru/text/2083) можно назвать хрестоматийным примером:

Анастасия Киселёва (lito.ru/avtor/stigga) пишет в несколько ином ключе. Её экзистенциальность более выражена, поэтическая речь слишком западна для славянской эмоциональности. Однако, и при таких особенностях в цикле "утро. пошагово" (lito.ru/text/1536) мне попалось несколько фрагментов, один из которых по своей энергетике удивительно похож на заклинание.

Поэзию Ольги Агаповой (lito.ru/avtor/anarxia), в принципе, трудно отнести к данному направлению. Вернее, в её творчестве, если присмотреться, в последние несколько лет идёт отход от прежней созерцательности к "девичьей лирике" (что ещё раз доказывает, что всё в мире относительно). Характерный пример из её позднего творчества (lito.ru/sbornik/110#719):

Творчество Ксении Ермолаевой (lito.ru/avtor/ekv), конечно, изрядно выходит за описанные мной рамки - и потому даёт возможность прогнозировать пути развития всего направления в целом. Вполне применяемый выход у Ксении - обратить всё в шутку, когда серьёзность переживаний становится непереносимой. Что ж, как говорил доктор Фрейд, юмор - это тоже защитная реакция. Но пока у Ксении всё-таки преобладают стихотворения типа этого:

Поэзия Декабрины Коржуевой (lito.ru/avtor/Decm), по-видимому, крайне неоднозначна. Я вижу в ней слишком много максимализма, слишком много уступок субкультуре. В то же время, по отзывам других редакторов, Декабрина пишет очень филологично и со вкусом (см. редакторский комментарий к lito.ru/sbornik/256). Право, мне трудно судить об этом, поскольку я не являюсь специалистом-филологом, но я и без этого, в целом, могу отличить хорошее от плохого. А некоторые стихи Декабрины - написаны, действительно, хорошо. Например, [б-о-о-о-льд-а-а-а] (lito.ru/sbornik/256#1782):

Творчество Яны Конт (lito.ru/avtor/escape) до недавнего времени мне было совершенно неизвестно, и потому я не очень осведомлён о его закономерностях. Однако, когда я прочёл её стихотворение "запахи" (lito.ru/sbornik/302#2373), я понял, что имею дело с тем же направлением - впрочем, с выраженным акцентом на восприятии в целом. Например:

С творчеством Олеси Родичевой (lito.ru/avtor/hermina) я знаком очень давно, но только сейчас открыл его для себя по-настоящему. Заметно, что Олеся избегает в своём творчестве иррационализма - что так же, как и поэзию Анастасии Киселёвой, роднит её стихи с западными традициями. Однако, экспрессия здесь, пожалуй, ещё похлеще - в промежутках между мраморным спокойствием.

Стихи Станиславы Должиковой я прочёл уже в процессе написания обзора. Как оказалось, они тоже отличаются всеми характерными особенностями "девичьей лирики" - в особенности, эмоциональностью, надрывностью, даже, возможно, стрессовостью. Ярких индивидуальных черт я, правда, пока ещё не заметил - но думаю, что сумею их оценить после прочтения новых публикаций поэтессы. Впрочем, её стихи "прошибают" и так - например, цикл "Из огня да в полымя" (lito.ru/text/1597):



Надеюсь, данные наблюдения будут интересны читателям и не бесполезны поэтам в их творческих трудах. В то же время, прошу не рассматривать данные замечания как попытку надавить или повлиять. Просто есть вещи, которые трудно увидеть со своей башни.




© Алексей Караковский, 2004-2020.
© Сетевая Словесность, 2004-2020.





(WWW) полная версия материала
[В начало сайта]
[Поэзия] [Рассказы] [Повести и романы] [Пьесы] [Очерки и эссе] [Критика] [Переводы] [Теория сетературы] [Лит. хроники] [Рецензии]
[О pda-версии "Словесности"]