[Оглавление]




КАКАЯ  Б  НИ  БЫЛА  СОВДЕПЬЯ...

Игорь Кручик

Станислав Минаков

Андрей Дмитриев

Наталья Бельченко и Ирина Евса

Игорь Кручик и Алексей Остудин

22 апреля, аккурат в день рождения Ильича, в Научной библиотеке им. Лобачевского Казанского государственного университета состоялся вечер современной поэзии. Им был открыт 4-х дневный "литературный марафон" в весенней Казани. Читали свои стихи и отвечали на вопросы довольно-таки многочисленной аудитории русскоязычные поэты дружественной нам державы - киевляне Игорь Кручик и Наталья Бельченко и харьковчане Ирина Евса, Андрей Дмитриев и Станислав Минаков. Замечателен тот факт, что как раз в эти дни президент России Владимир Путин был в Киеве, поэтому на отсутствие внимания прессы к нашему скромному культурному событию жаловаться не приходилось. Конечно, это было случайным совпадением, но оно оказалось как нельзя кстати.

На мой неискушенный взгляд, события такого уровня в Казани не часты. К нам приехали 5 поэтов - тех самых, хороших и разных.

Каждый из них своеобразен и узнаваем. Оптимистичный, почти эстрадный, точно пишущий Игорь Кручик. Мелодичная, трогательная, по-женски мудрая Наталья Бельченко. То ироничная, то печальная, но всегда очень внимательная к деталям, создавшая, кажется, свою собственную гео-графию Ирина Евса. Экспрессивный, тонко чувствующий язык, классичный Андрей Дмитриев. Не менее классичный, очень лирический, умело и красиво вплетающий в поэтическую ткань непривычные современному русскому уху слова - то ли архаизмы, то ли украинизмы Станислав Минаков.

Кроме стихов, были, как водится, разговоры. И в первый день, и во второй - 23 апреля - на вечере уже в Литературно-мемориальном музее Горького. Говорили о литературе, о русской литературе, о русской литературе на Украине. Конечно же, у них там, на родине, свои сложности, они чувствуют себя отрезанными от той культуры, которая близка им не столько по крови, сколько по духу. Вспомним, как тяжело переживал большой русский поэт Борис Алексеевич Чичибабин, живя в Харькове, что вдруг очутился в другой стране. Не уехав, оказался эмигрантом...

Но, как написал Игорь Кручик, еще в пору развала СССР:

"Какая б ни была имперья,
Другой выгадывать теперь я
Не стану, ибо эту - жаль"...

И, слушая этих поэтов, живых и настоящих, я думала, что может быть где-то и хорошо для них, для их поэтического самочувствия, что живут они в другой стране, с другим государственным языком. Хорошо, потому что помогает, заставляет чувствовать мощь и свежесть русского языка, заставляет беречь этот язык, помогает наслаждаться им. И мы, россияне, глядя на них, слыша эту речь, вдруг открываем для себя новые акценты, новые подробности, новое звучание.

Очень радостно, что в Казани удалось собрать публику, причем преимущественно молодую - в основном, студенческую. Публику, жадно слушающую, адекватно реагирующую, интересующуюся, и какую-то неустанную.

Ведь 23-го февраля, как раз перед выступлением украинских поэтов была еще одна интересная встреча. Музей Горького пригласил в Казань известного критика и горьковеда Павла Басинского. Встреча проводилась в форме ток-шоу - что-то типа казанского варианта "Культурной революции". И тема была не простая - Горький и Ленин, то есть, говоря абстрактнее, художник и власть. Битых два часа народ слушал, говорил, обсуждал, спорил. И спорил бы еще два часа, но украинские поэты начали оттягивать на себя заметную часть публики, да и музейные работники подустали от такого напряженного общения.

Конечно, два дня - это так мало, и когда наши гости уезжали, было чувство нехватки общения, краткости нашей встречи. А в этот раз встреча были и по особенному радостной, т. к. харьковчане привезли с собой тираж новой книги казанского поэта Алексея Остудина "Бой с тенью", изданной недавно в харьковском издательстве "Крок".

Будем надеяться, что наша теплая дружба продолжится, и встречи периодически станут происходить, будь то в Коктебеле, Москве, Харькове, Киеве или Казани.

Но, вернемся к нашим событиям. Украинцы уехали, Павел Басинский тоже, а литературная Казань еще два дня пребывала в состоянии активности. Был круглый стол, где обсуждался довольно нестандартный для наших поэтических сборищ вопрос - как выжить некоммерческой общественной организации, которая, простите за тавтологию, организует поэтические форумы, фестивали, издает литературные журналы и газеты и занимается другими так же слабо востребованными в современном мире делами. Не могу сказать, что были приняты какие-то продуктивные решения, но одна из целей круглого стола была достигнута. Эти странные люди - представители реальных общественных организаций такого типа - познакомились, посмотрели друг на друга и решили дружить.

А 25-го апреля музей Горького снова принимал гостей - в 14 часов был спектакль питерского театра поэтов "Послушайте!" под руководством Владимира Антипенко, а в 16. 00 - в серии вечеров "Театр Текста" (проект, который вот уже полгода существует под крышей музея Горького) выступали когда-то казанцы, а ныне лондонцы Равиль Бухараев и Лидия Григорьева.

И снова публика замечательно выдержала 4 часа (!) поэзии подряд, активно хлопала, задавала вопросы, приобретала книги.

Ребята из Питера, кроме выступления в музее, выступали еще и на студии ARS-poetica в Казанском государственном университете, где были приняты очень доброжелательно, и с некоторыми "арсианами" успели даже подружиться.

Любимые многими казанцами Равиль Бухараев и Лидия Григорьева читали свои новые стихи, рассказывали о литературной жизни в Лондоне, о фестивале современной поэзии в Сибири, где они недавно побывали. Этот поэтический вечер был необычайно интересен и заслуживает отдельной статьи, поэтому не буду пытаться отдельными штрихами воспроизвести сейчас его обстановку. "Театр Текста" был последним мероприятием из этой, по большому счету спонтанно сложившейся серии.

Мне осталось только перечислить тех, кто принимал участие в организации всех этих событий: Научная библиотека им. Лобачевского КГУ, Литературно-мемориальный музей Горького, поэт Алексей Остудин, ЛИТО им. М. Зарецкого, ТС "Колесо".




© Алена Каримова, 2004-2024.
© Сетевая Словесность, 2004-2024.





Версия для широкого дисплея
[В начало сайта]
[Поэзия] [Рассказы] [Повести и романы] [Пьесы] [Очерки и эссе] [Критика] [Переводы] [Теория сетературы] [Лит. хроники] [Рецензии]
[О pda-версии "Словесности"]