[Оглавление]


Актуальная словесность





1

Второй год в рамках программы "Культурная столица Поволжья" в различных городах Приволжского федерального округа проходят мероприятия специального проекта "Актуальная словесность" (куратор - заместитель руководителя программы "Культурная столица Поволжья" Глеб Фирсов), открывшегося 24 января прошлого года в Ижевске и направленного "на преодоление "географического неравенства", через установление прямой коммуникации региональных сообществ со столичной литературной средой" (из программного заявления). За это время состоялись десятки событий проекта, некоторым из них посвящены статьи моего цикла "Актуальная словесность", ставшего победителем четвертого открытого конкурса в области культурной журналистики "Лучший журналист "Культурной столицы 2004"".



Говоря об итогах 2004 года, следует отметить, что не всё намеченное удалось воплотить - в частности, запланированные творческие встречи с Евгением Рейном, Тимуром Кибировым, Анатолием "Джорджем" Гуницким - так и не состоялись. Но в целом проект своих целей, несомненно, достиг и задачи свои выполнил, подтвердив актуальность словесности в провинции (конкретнее - в Поволжье) и содействовав установлению читательских и иных партнёрских связей со столичной литературной средой, а также между субъектами современного литературного процесса в ПФО.



С несколько меньшей пока интенсивностью проект продолжается и в 2005 году, объявленном годом Сети "Культурных столиц Поволжья" (Димитровград, Ижевск, Киров, Нижнекамск, Нижний Новгород, Пермь, Ульяновск, Чебоксары). Например, выставка "Иосиф Бродский. Мгновения прожитой жизни" (к 40-летию ссылки поэта в Архангельскую область) - 35 фотографий разных лет, собранных Михаилом Мильчиком, председателем правления Фонда создания музея И. Бродского, в 2004 году демонстрировавшаяся в Архангельске, Коноше, Нижнем Новгороде, Ижевске, Кирове - с 26 февраля по 26 марта с. г. проходила в Самаре, 13 апреля открылась в Ульяновске, в мае показывалась в Астрахани...



Были у проекта - а также у программы в целом - и, условно говоря, "критические дни". Давно (и не мною) замечено, что у всякого хорошего дела обязательно находятся тайные недоброжелатели, а порой и явные враги. И чаще всего, чем дело объективно лучше - тем его недруги агрессивнее в попытках представить белое чёрным. Программа "Культурная столица Поволжья", увы, не стала исключением из этого правила. 19 февраля с. г. в журнале "Самиздат" ижевская писательница Ирина Дедюхова разместила статью "О письмах туркменбаши и бережному отношению к памятникам культуры". В этой статье, автор которой, как я впоследствии убедился, имеет устойчивую репутацию известной сетевой скандалистки, содержатся клеветнические (и зачастую откровенно смешные) сведения о выборе Ижевска "Культурной столицей Поволжья", чудовищно оскорбительные высказывания о Полпреде Президента России в ПФО Сергее Кириенко, обо всех сразу участниках программы "Ижевск - Культурная столица Поволжья-2004", обо мне, о некоторых известных московских литераторах, о программе "Культурная столица Поволжья" в целом. Дедюхова тиражировала вариации этой статьи и на других сайтах, а также позволила себе циничные откровения в моей книге отзывов...



Должен сказать, что программа всегда открыта для критики, реагирует на неё творчески и многие разумные советы принимает как руководство к действию. Вот и моё с ней сотрудничество началось после адекватной реакции руководства программы на статью ""Актуальная словесность" или в Ижевске тоже могут имитировать оргазм" с критическими замечаниями в адрес организаторов открытия проекта "Актуальная словесность". Но с людьми, "критикующими" по принципу "я вас не понимаю, понимать не собираюсь, и поэтому будьте вы прокляты" - никакого конструктивного диалога, разумеется, быть не может. И руководство программы, поначалу намеренное вмешаться в ситуацию с публичными оскорбительными выпадами Дедюховой, носившую, по его мнению, "вопиющий характер" - в результате от вмешательства воздержалось. Люди, занимающиеся очень важным, серьёзным делом, безусловно, имеют полное право игнорировать совершенно нелепые обвинения в свой адрес - тем более, в сочетании с просто-таки площадной руганью - "фирменным признаком" стиля Ирины Дедюховой. Но я, поскольку "от таких проявлений любви к своим ближним Мне становится страшно за рассудок и нрав", счёл должным рассказать о случившемся.



Я уже писал, что на международном семинаре "Модернизация культурного пространства городов: механизмы и возможности программы "Культурная столица"" в Нижнем Новгороде в сентябре 2004 г. "Представители трех поволжских городов - Ижевска, Саранска, Чебоксар (причём, следует учесть, что Ижевск - действующая "Культурная столица Поволжья", а Чебоксары - бывшая) почти в один голос рассказывали о жалобах местных творческих союзов - в частности, писательских - на то, что их не приглашают участвовать в мероприятиях программы. И это притом, что информация о событиях в рамках программы всегда открыта и доступна всем желающим - www.culturecapital.ru. И тут у меня невольно перефразировалась известная русская поговорка: семеро ждут одного. И в самом деле - семь замечательных людей, из которых состоит дирекция программы "Культурная столица Поволжья", если чего-то и ждут (предпочитая действовать) - то действительно одного: творческой инициативы". Повторяю это специально для тех, у кого есть или возникнут какие-либо претензии к программе, изначально ориентированной отнюдь не на благотворительность или, напротив, на насильственное "окультуривание" - а на равноправное партнёрство.



За пять лет существования программы её партнёрами, а иногда и настоящими друзьями, стали сотни человек и организаций не только в Поволжье и не только в России, но и в разных странах Европы и мира. И нынче, в год, объявленный решением Совета Программы "Культурная столица Поволжья" 2005 Годом Сети "Культурных столиц Поволжья" (что призвано акцентировать аспект сетевого взаимодействия между городами, в разные годы носившими звание "Культурной столицы Поволжья"), назрела необходимость свести их воедино - задача равно грандиозная и благородная...





2

Со 2 по 10 июня 2005 г. в Нижнем Новгороде проходил Международный Конгресс Партнеров Программы "Культурная столица Поволжья", одно из ключевых событий года, ознаменовавшее собой завершение первого пятилетнего этапа функционирования программы (2001 - 2005) и переход к новой стратегии деятельности *.



Арт-директор кафе "Буфет"
Николай Олейников
7 июня, День актуальной
словесности и кино

В рамках обширнейшей программы Конгресса состоялись и "Дни актуальной словесности" 7-8 июня: творческие вечера Михаила Угарова, Андрея Родионова, Льва Рубинштейна в местном кафе "Буфет", популярном месте встреч с продвинутыми литераторами, артистами, музыкантами (арт-директор кафе - очень инициативный Николай Олейников), презентация книг и литературные чтения издательства "Новое литературное обозрение" (в лице PR-директора Ирины Лаврухиной и ведущего редактора Евгения Шкловского) здесь же, драматурги Елена Гремина и Михаил Угаров, а также главный редактор газеты "Книжное обозрение" Александр Гаврилов в проекте "Утро с культуртрегером" - в ресторане "Золотая вилка". На мой взгляд, все эти встречи проходили в "формате doc.", то есть, при их порой высокохудожественном содержании - форма и подача были вполне документальными.



Михаил Угаров
6 июня, кафе "Буфет"

Вечером 6 июня в кафе "Буфет" драматург и режиссёр Михаил Угаров, чьи пьесы (например, "Облом off") с успехом ставятся и в Москве, и в театрах Поволжья, замещал Алексея Слаповского, который должен был представить здесь свою новую книгу "Они", не приехавшего по вине издательства "Эксмо". Слаповский обещал приехать в Нижний Новгород позже - с ещё одной новой книгой - "Мы". А Михаил Юрьевич прочёл три современные пьесы - "Дембельский поезд" Александра Архипова (Екатеринбург), "В черном-черном городе" Вячеслава Дурненкова (Тольятти) и "Глаз" Максима Курочкина (Москва-Киев). Причём, Екатеринбург и Тольятти назвал современными столицами отечественной драматургии... Россия, по мнению Угарова, семнадцать лет проработавшего в Кирове - один из мировых центров современной драматургии, где есть огромное количество талантливых молодых драматургов (попутно заметил, что очень перспективна в этом отношении сегодняшняя Белоруссия). Драматургический Екатеринбург, по его словам, получил прозвище "чернухи", но сам М. У. называет это направление современной драматургии "школой уральской эсхатологии".

Как записал впоследствии в своём "Живом Журнале" М. Угаров, он "спасал положение. Не приехал Леша Слаповский, срывался литературный вечер в клубе "Буфет". Я прочитал аудитории три современные пьесы - "Дембельский поезд" Саши Архипова, "В черном-черном городе" Славы Дурненкова и "Глаз" Максима Курочкина. Три пьесы произвели очень большое впечатление, ни одну из них аудитория не знала, хотя это очень известные вещи. Таким образом, были представлены драматургические Екатеринбург - Тольятти - Москва\Киев. Это тоже был мой ответ на постоянную дискуссию (в Н.Новгороде) о столичности и провинции. Провинция в голове у человека, а не на карте. Там, где Архипов - Дурненков - Курочкин - там и столица...".



Драматурги Михаил Угаров и Елена Гремина
7 июня, "Утро с культуртрегером"

7 июня на "Утре с культуртрегером" Елена Гремина и Михаил Угаров, привезшие на конгресс спектакль "Война молдаван за картонную коробку", очень живо рассказали об истории и сегодняшнем дне созданного ими "Театра.doc", а также о фестивалях "Новая драма" и "Любимовка", проводимых при их деятельном участии.

"Театр.doc" использует технику ВЕРБАТИМ (от латинского "verbatim" - "дословное", "изреченное") - технику создания театрального спектакля, предполагающую отказ от привлекаемой извне литературной пьесы. Материалом для каждого спектакля служат интервью с представителями той социальной группы, к которой принадлежат герои планируемой постановки. Расшифровки интервью и составляют сюжет и диалоги ВЕРБАТИМ (документальной пьесы). В 2000 г. в Москве британский театр "Ройял Корт", ставший "испытательным полигоном" нового драматургического письма, совместно с Британским советом провел семинар "Документальный театр". Новая технология обрела достаточное количество сторонников, и в феврале 2002 года в Трехпрудном переулке, в подвале жилого дома, открыта постоянная площадка документальной драмы "Театр.doc".

"За год "театр.doc" стал культовой сценой Москвы. Более того, круг В.-движения значительно расширился: теперь это по-настоящему молодые (многим нет 30) драматурги, актеры и режиссеры, объединенные вокруг фестиваля молодой драматургии "Любимовка", "театра.doc" и Московского центра драматургии и режиссуры. Неудивительно, ведь В. как альтернатива омертвевшим репертуарным театрам крайне привлекателен. Согласно концепции руководителя "театра.doc" Михаила Угарова, здесь показывают драматические истории, которые не могут идти на других сценах в силу формата или по причине провокативности материала, нарушающего эстетические и этические табу. Авторы пьес сознательно работают с непростой аудиторией: обнищавшими шахтерами, бомжами, потенциальными самоубийцами или свидетелями самоубийства, заключенными, инвалидами войны, наркоманами, производителями скандальных телешоу, маргиналами всех мастей" (газета "День", Киев, №28, 18.02.2004). А вот что писала газета "Культура" о трёхлетии театра: "Теперь "doc" - раскрученная марка, знак определенного качества и особого соответствия. Отрицать глупо. Документальный театр - принципиально нехудожественный театр, он идет от правды жизни и ставит жирную точку после слова "театр" неслучайно. Он работает там, куда привычный театр, как правило, ходить не любит. Может, поэтому он продуцирует постоянный резонанс и нередкий успех?".

"Экстремальный, не гламурный" театр, размещающийся в "убитом" подвале обычного жилого дома (без ремонта, как есть), каждый месяц представляет одну-две премьеры (и несколько публичных предпремьерных прогонов), некоторые из них - "одноразовые". За три года здесь случились 24 премьеры, сейчас в репертуаре театра 12 старых спектаклей. На данный момент аудитория театра - молодые люди 19-25 лет, на первые спектакли людям старше сорока билеты попросту не продают. И теперь, при смене аудитории, некоторые спектакли, раньше бывшие "провальными", становятся успешными.

Кредо театра, следующего принципу Файсбиндера "если ты не можешь изменить ситуацию, ты обязан её описать" - свидетельствование. "Больше всего я не люблю театр, приятный во всех отношениях, - сказал Угаров, - Мы аполитичны, но у нас ярко выраженная гражданская позиция".

По мнению Угарова и Греминой, "заниматься собой неперспективно" - и в их театре отсутствует конкуренция и процветает взаимопомощь. Также в театре практикуется "кросс-роуд" - "пересечение" профессий: журналисты становятся актёрами - и наоборот. Принципиальна провокативность, а не политкорректность. При этом Гремина и Угаров считают, что обязательно нужно давать возможность "провалиться".

Отвечая на вопрос о том, какой ему видится "культурная столица", Угаров подчеркнул, что "город должен быть благожелателен к человеку", а чтобы возникало ощущение столичности, в нём "должно быть всё - от театра академического до порнотеатра".



У "Театра.doc" есть и "дочернее предприятие" - фестиваль действительного кино "КИНОТЕАТР.DOC", направленный на участие в развитии и представлении независимого документального и игрового кино, отражающего современную жизнь и ее реальные формы ("нас интересует действительная жизнь и кино, которое с ней взаимодействует"). В театре регулярно проходят бесплатные показы документального кино.

7 и 8 июня, в "Дни актуальной словесности и кино", в музее Нижегородской радиолаборатории прошла интереснейшая программа фестиваля "КИНОТЕАТР.DOC", представленная отборщиками программ фестиваля Аленой Солнцевой и Борисом Хлебниковым.



Андрей Родионов
7 июня, кафе "Буфет"

7 июня в кафе "Буфет" открылась выставка Ульяновского областного Музея народного творчества "Привет из коммуналки" представляющая коллекцию кича советских времён: прикроватные коврики с оленями и богатырями, хрустальные лебеди и бесцензурные фотооткрытки, разрисованные розовым анилином. На её фоне радикальный московский поэт Андрей Родионов читал стихи - от очень жестких, насыщенных ненормативной лексикой - до не слишком мягких, но вполне (не без иронии) лиричных ("Где вы теперь, мои сандалеты? Алкоголизм один - и тоска...") - из своей книги "Пельмени устрицы" ("Пельмени - устрицы пьющих людей") и прямо с черновиков. Чтения "мастера параноидального лирического высказывания" Андрея Родионова весьма органично вписались в новое оформление кафе. Как выразилась руководитель программы "Культурная столица Поволжья" Анна Марковна Гор, Родионов "сделал" нижегородскую публику. И правда, поэтические тексты ("Дайте водки два ведра и коромысло, Ну, а мы уж как-нибудь сами донесём...") одного из членов литературной группы "Осумасшедшевшие безумцы", встречались "на ура!", с одобрительными выкриками "это ...дец!" и так далее...



Александр Гаврилов
8 июня, "Утро с культуртрегером"

8 июня на "Утре с культуртрегером" Александр Гаврилов также очень живо и энергично рассказывал о своей нынешней культуртрегерской деятельности в качестве главного редактора газеты "Книжное обозрение" и организатора различных книжных и литературных фестивалей.

"Книжное обозрение", "за пять лет познавшее, что такое цена экспертного высказывания", учредившее две премии (очень популярную "Человек книги" - за лучшие достижения в области книгоиздания и книготорговли - и "Абзац" (за худшие "достижения") (только один лауреат пришёл за наградой - Баян Ширянов (Кирилл Воробьёв), получивший "Полный Абзац")), а также "Почётную безграмоту", присуждаемую общественным и политическим деятелям, проявившим себя "в борьбе с русским языком" - составляет "настоящий список национальных бестселлеров". Честно публикуя реальные показатели книготорговли. "Судя по объёмам продаж в книжных магазинах, - отметил Гаврилов, российский читатель покупает преимущественно Донцову, Акунина и Дэна Брауна, а самым известным за рубежом русскоязычным автором является киевский писатель Андрей Курков". Кстати, первая книга А. Куркова в России, благодаря стараниям самого Гаврилова, наконец, должна выйти нынче осенью.

Книгозависимый, по собственному признанию, Гаврилов, в своё время бывший инициатором создания газеты "НГ-Ex Libris", сейчас, руководя "Книжным обозрением", сверхцелью своей деятельности называет стратификацию культурного пространства. "Внутрикнижное пространство так же плохо структурировано, как и остальные области культуры. - говорит А. Г. - Мы имеем ситуацию литературного взлёта в российской провинции и ближайшем зарубежье и полное игнорирование этой ситуации метрополией". По мнению Гаврилова, "великий русский народ не любит своих детей. Во всех сопредельных государствах единственная прибыльная отрасль книгоиздания - детская литература, а у нас - это одна из самых проблемных частей, чудовищно дешёвая - в ущерб качеству".

Значительную часть своего монолога Александр Гаврилов посвятил состоявшемуся в прошлом сентябре Форуму книгоиздателей во Львове, "в рамках которого прошел Фестиваль российской книги. И не то что прошел, а проскакал, промчался, прогрохотал по знаменитой львовской брусчатке... Может быть, фестиваль заметили еще и потому, что русские во Львове - диковина. Представьте себе Фестиваль марсианской литературы - его, пожалуй, и во Франкфурте, и в Нью-Йорке заметят. Русских так долго пугали львовскими националистами, а на Западной Украине так долго малевали ужасных агрессивных москалей, что культурный диалог никак не складывался". Главным событием Фестиваля, с российской стороны организованного "Книжным обозрением", стала литературная акция "Россия - Украина: пять раундов литературы", с представительной "российской сборной по литературе", в которую вошли Максим Амелин, Ксения Букша, Сергей Гандлевский (встречавшийся в литературном спарринге с, по мнению Гаврилова, крупнейшим поэтом славянского мира Юрием Андруховичем (Ивано-Франковск)), Лев Рубинштейн, Мария Степанова и Макс Фрай. На Форуме произошла и легендарная встреча Бориса Гребенщикова с Пауло Коэльо.

Во Львове окончательно сформулировалась культуртрегерская концепция А. Гаврилова: "если правильно определить приоритеты и ресурсы - любая культурная деятельность возможна". Самое главное в списке приоритетов - 1) культурный потенциал самой точки, 2) медийный потенциал, который возможно подключить, а деньги - пунктом четвёртым. И они обязательно появятся, уверен Гаврилов.

В планах Александра Гаврилова, мечтающего "быть директором поэтического шапито, гастролирующего по городам и странам" - проведение поэтического фестиваля в Ташкенте...

Презентация книг издательства "Новое литературное обозрение".
Ведущий редактор Евгений Шкловский и PR-директор Ирина Лаврухина
8 июня, кафе "Буфет"

В том же кафе "Буфет" 8 июня Ирина Лаврухина и Евгений Шкловский кратко и интересно представили два журнала ("НЛО" и "Неприкосновенный запас") и 17 книжных серий в диапазоне от философии до детской литературы, выпускаемых издательством "Новое литературное обозрение", рассказали и о традиционных ежегодных "Банных чтениях", проводимых журналом "НЛО" ("Большие банные чтения") и "Неприкосновенный запас" ("Малые банные чтения") с участием 15-20 специалистов по различным гуманитарным проблемам. Темой нынешних, XIII Банных Чтений, проведённых в Москве 31 марта - 2 апреля 2005 г., была "Маргиналы, еретики, нарушители дисциплин: трансформация гуманитарного знания в 1990-е - начале 2000-х годов".

Лев Рубинштейн
8 июня, кафе "Буфет"

Поэт, прозаик, а также колумнист ряда периодических изданий, один из любимых авторов издательства "Новое литературное обозрение" Лев Рубинштейн, чьё выступление в числе других 24 января 2004 года в Ижевске открывало проект "Актуальная словесность", с успехом прочёл в "Буфете" свои прозаические тексты, называемые им "штуками", из книги "Погоня за шляпой", изданной в "НЛО" в серии "Liberty" (от чтения стихов и, тем паче, от исполнения песен 40-50 годов, коим в последнее время прославился в Москве, воздержался...). Его "штуки", выполненные, как и многие вещи, представленные на конгрессе, в формате doc. - то бишь, взятые практически непосредственно из жизни, также вполне гармонировали с выставкой "Привет из коммуналки". Откровенно говоря, "штукам" (явному проявлению свободного рынка) лично я предпочёл бы рубинштейновскую "карточную систему". "Штуки", конечно, остроумны и, как правило, веселы и т. д. (при декларируемой Л. Р. нелюбви к юмористике), но уж как-то слишком "на публику", по-моему. Однако Рубинштейна, в общем, понимаю: "Я привык считать, что поэзия нужна только - но зато насущно нужна - знакомым автора". Некоторым счастливцам удалось почти всю ночь погулять с Львом Семёновичем по набережной Волги. Говорят, в его речах не было почти ни слова о литературе, зато много и подробно Рубинштейн беседовал о еврейской теме...





3

Культурная журналистика была и остаётся одним из приоритетных направлений деятельности программы "Культурная столица Поволжья". Ей был посвящён "День культурной журналистики" 9 июня. На встрече "Утро с культуртрегером" главный редактор радио "Культура" Анатолий Голубовский, искусствовед, социолог, продюсер телевидения и документального кино, журналист, организатор крупных культурных проектов, автор акции "Книжная ночь" - с показом в режиме нон-стоп документальных фильмов телеканала "Культура" об известных российских и зарубежных писателях на открытии программы "Ижевск - Культурная столица Поволжья-2004" - в частности, поведал об опыте создания различных литературных телепередач и фильмов. В этот же день в рамках творческой встречи "Опыты культурной журналистики" прошла презентация телевизионного литературного конкурса "Маркиза" (Саратов, автор и ведущий - Александр Динес), существующего уже двенадцать лет, в разных выпусках которого участвовали практически все "звёздные" российские актёры театра и кино.



9 июня на Нижегородской телерадиокомпании в форме ток-шоу состоялась запись круглого стола "Что такое "Хорошо" и что такое "Плохо": экспертные оценки современной культуры" с участием, в качестве экспертов, ведущих российских художественных критиков, работающих в известных российских изданиях: Артема Варгафтика - бывшего ведущего программы "Оркестровая яма" на телеканале "Культура", Анатолия Голубовского, Александра Панова, а также Льва Рубинштейна. Модератором дискуссии был Александр Гаврилов. Вместе с региональными журналистами, пишущими о культуре, они обсудили, что такое "хорошо" и что такое "плохо" в современной культуре, и как об этом рассказывать в СМИ. Передача вышла в эфире НТР (программа "Открытый разговор"), хотя вполне, на мой взгляд, могла бы украсить собой и эфир любого общероссийского телеканала. Договориться при такой постановке вопроса было весьма затруднительно (как записала в своём ЖЖ пресс-секретарь программы Ольга Татосьян, "Варгафтик и Голубовский чуть не порвали друг друга. Кто-то из моих преподавателей однажды сказал, что, если на записи герои начинают швырять друг в друга радиомикрофоны, ваше шоу удалось. Ну, в общем, вчерашнее шоу удалось:)"), но одну важную мысль, с которой согласились все присутствующие, высказал, подводя итоги круглого стола, Александр Панов: "хорошо" - что есть программа "Культурная столица Поволжья", "плохо", если её не будет...



Борис Гребенщиков
2 июня, "Утро с культуртрегером"
Фото Ивана Белова (aka Jonny) с сайта "Студенческий городок"

Также к числу литературных мероприятий конгресса можно отнести встречу с Борисом Гребенщиковым в проекте "Утро с культуртрегером" 2 июня и отчасти - концерт Бориса Гребенщикова и группы "Аквариум" с презентацией нового альбома группы "ZOOM ZOOM ZOOM" 3 июня. Цитата из рассылки сайта группы "Аквариум": "Музыкант Борис Гребенщиков высоко оценил идею программы "Культурная столица Поволжья", подчеркнув, что благодаря ей и организованным в ее рамках мероприятиям жители Нижнего Новгорода смогут этим летом приобщиться к творчеству многих талантливых людей. Об этом лидер группы "Аквариум" сообщил журналистам в рамках проекта "Утро с культуртрегером" Международного конгресса партнеров программы "Культурная столица Поволжья" 2 июня". Полушутя замечу, что начало новой песни БГ "Забадай":

Бессердечные братья Забадай
С улыбкой от уха до уха
Скоро приедут в наш край
Показывать свою силу духа...

- вполне может быть посвящено участникам Конгресса...



На конгрессе были представлены и первые два номера газеты Программы "Культурная столица Поволжья" - "Культурная столица Поволжья: информация, обзоры, мнения", некоторые материалы которых также посвящены проекту "Актуальная словесность".



День актуальной словесности и кино.
Кафе "Буфет", 8 июня.
Внимающие Л. Рубинштейну: заместитель руководителя программы "Культурная столица Поволжья" Глеб Фирсов, руководитель программы Анна Гор, пресс-секретарь программы Ольга Татосьян.

Вообще, о влиянии словесности на культурную жизнь Приволжского федерального округа свидетельствует история, рассказанная Анной Гор в качестве героини "Утра с культуртрегером" 10 июня - о том, как она "за полчаса написала проект программы "Культурная столица Поволжья" на собственной коленке в московском метро - для Ярмарки социальных и культурных проектов "Пермь-2000"". И уже пять лет эта программа, постоянно развиваясь, во многом определяет культурную сферу жизни одного из крупнейших и стратегически важных территориальных образований европейской части России.



В июне подведены итоги Объединенного городского конкурса проектов в рамках Года Сети Культурных столиц Поволжья на участие в Сетевом Марафоне культурных событий "Культурные столицы Поволжья-2005". В течение сентября-октября в каждой из восьми "Культурных столиц Поволжья" пройдут недели Сетевого Марафона, в рамках которых ожидается и участие проектов, непосредственно связанных с "Актуальной словесностью".








© Александр Корамыслов, 2005-2024.
© Сетевая Словесность, 2005-2024.




Версия для широкого дисплея
[В начало сайта]
[Поэзия] [Рассказы] [Повести и романы] [Пьесы] [Очерки и эссе] [Критика] [Переводы] [Теория сетературы] [Лит. хроники] [Рецензии]
[О pda-версии "Словесности"]