[Оглавление]




ПОДСНЕЖНИКИ


I

Была середина января. Подснежники еще не продавали, поэтому он не знал, как вернуть ее к жизни.

Маленькая, беспомощная, она лежала на широкой кровати в ворохе измятого одеяла, как зернышко на морщинистой ладони. Когда, очнувшись от забытья, она приоткрывала глаза, то неизменно видела склонившееся над ней доброе лицо мужа.

В тот день она, казалось, чувствовала себя немного лучше, чем обычно и даже улыбнулась, когда он, нагнувшись, поцеловал ее в уголки губ. Павел Савельевич тоже улыбнулся, но улыбка получилась горькой и виноватой.

- Ну, сегодня ты выглядишь просто молодцом! - попытался он приободрить жену, - Подожди, придет весна, я подснежники на окошко поставлю. Обязательно принесу. Помнишь, прошлой весной как только я принес и поставил на подоконник букетик подснежников, так у тебя и бледность с лица исчезла и на улицу без моей помощи стала помаленьку выходить? Они волшебные, эти цветы. А сейчас ты выглядишь гораздо бодрее, чем прошлой зимой. Правда?

Она закрыла глаза и согласно наклонила голову. Да, конечно так.

Он положил к себе на колени ее тонкую, с синими прожилками вен, руку, тихо погладил двумя пальцами запястье и, глядя на умиротворенное лицо жены, почувствовал, как сон властно смыкает отяжелевшие веки.

Проснулся Павел Савельевич далеко за полночь. В комнате было необычайно тихо. Рука жены все еще покоилась на его коленях, но была безжизненной и холодной. Он резко вскочил со стула, снова нагнулся к жене, потрогал ее лоб, выпрямился, бросился к столу, на котором лежали таблетки, зацепил ногой тумбочку... и как-то вдруг, разом, окончательно понял, что случилось непоправимое - Маша умерла.

Над головой качнулась люстра, поплыла куда-то вбок...Неожиданно вспыхнул яркий свет, и потом все разом погрузилось в мутную пелену обморока.



II

В первые дни после смерти жены ужас происшедшего затмевал собой все. Павел Савельевич был беспомощным, как ребенок. Хлопоты по организации похорон пришлось взять на себя соседям. На их же плечи легли заботы о том, чтобы поддерживать в осиротевшей квартире порядок, покупать продукты, готовить обед для потерявшего интерес к жизни старика. Немногочисленные друзья и бывшие ученики, забегая в гости, сочувственно покачивали головами, что-то говорили о неизбежности смерти, которая нас всех ждет в далеком или недалеком будущем, приносили книги, журналы, приводили с собой каких-то затейников по части анекдотов или кроссвордов...

Но все равно он был один. Жить было не для кого. Почти ежедневно он ходил на кладбище, а вечерами сидел у окна в каком-то тихом оцепенении, погруженный в мир воспоминаний. Это были не те воспоминания, которые ему пытались навязать сердобольные друзья. Структура и содержание его воспоминаний были необычайно своеобразными. В них не было логических связей с местом и временем - реальные события причудливым образом переплетались, дополняли одно другое и тут же смешивались с событиями воображаемыми. Годы мелькали, как секунды, а секунды растягивались в года. Постепенно эти воспоминания стали ощущаться как нечто происходящее с ним сейчас, в данный момент. Реальность отступала все дальше. Да он и не хотел ее удерживать.

Так он дожил до весны. Весна в тот год была ранняя. В начале марта ночами еще случались морозы, а к середине - зима и вовсе отступила. Зазмеились в проталинах снега ручейки, захлопали крыльями грачи на березах. Небрежно брошенные окурки, бумажки от мороженого, сажа, копоть от машин - весь тот мусор, который зима старательно прятала под снегом, весна обнажила безмолвным укором людям. Дорогу на кладбище размыло, и Павел Савельевич каждый раз возвращался домой с мокрыми ногами.

- Посидели бы дома, слякоть переждали. Так и простудиться недолго, - выговаривали ему иной раз соседи.

Он не возражал им, машинально благодарил за участие и, посидев день-два дома, опять, огибая лужи, брел на кладбище. Павел Савельевич заметно постарел, осунулся. Клонясь к земле и замыкаясь на своих постоянных размышлениях, он долго не замечал прихода весны и по-прежнему ходил в добротной медвежьей шубе, меховых унтах с галошами и теплой каракулевой папахе.

Весна неистовствовала: тянулась к солнцу своими пушинками верба, ива распрямила влажные ветки, жирный чернозем на кочках посреди высохших островков прошлогодней травы выталкивал из себя наружу молодую зелень. Воробьи, грачи, синицы - да что там говорить - даже вороны, и те кричали что есть мочи, радуясь приходу тепла.

В один из таких теплых мартовских дней Павел Савельевич сидел на скамеечке около могилы жены. То ли от избытка прогретого солнцем воздуха, то ли от недостатка в организме витаминов или просто в связи с нервным истощением он почувствовал легкое головокружение. Острые металлические стержни ограды потянулись вверх, и тут же удушающая волна весеннего разгула накрыла его всего целиком, опрокинула и поволокла за собой, выталкивая сознание из ставшего привычным состояния оцепенения. Резкая боль сдавила грудь, потом, разорвавшись внутри тела, рассекла межреберные мышцы, и он с ужасом ощутил, как раздваивается сознание. Какая-то часть его внутреннего "Я" становится отдельной, независимой от тела, от основной части "Я", и тут же эта отделившаяся часть, его двойник, громко и язвительно рассмеявшись обрушила на ошеломленного Павла Савельевича целый ураган вопросов:

- Кто ты есть? Зачем ты живешь? Зачем жил? Чтоб было тепло Маше? Для людей? Для будущего?

Двойник стоял где-то за спиной Павла Савельевича и разговаривал с ним, как с посторонним человеком. Павел Савельевич не видел его, но ведь если резко обернуться, то обязательно увидишь. Не так ли?

- Посмотри, видишь муравей ползет по оградке? - склонившись к уху шептал двойник,- Скоро все они заснуют - туда-сюда, туда-сюда. Кто былинку, кто соринку в муравейник потащит, чтобы выше его сделать, вширь раздвинуть, муравьев побольше наплодить, вселенную завоевать... А зачем? Ты ведь тоже муравей. Тоже муравейник строишь... для муравейника. А может для такого же, как ты, старика, который будет жить лет через сто и которому после смерти все равно, какой высоты достиг муравейник и кто в этом строительстве больше преуспел?

- Да, да - все равно, - соглашался Павел Савельевич.

- Так же бесполезно жить для себя, для Маши, для любого смертного..., - продолжал нашептывать двойник.

- Да. да - бесполезно, - снова кивал головой Павел Савельевич.

- Так кто же это, какой злой гений создал это веселье на краю небытия!? - срываясь на крик, завибрировал на верхних нотах голос двойника.

Павел Савельевич оглянулся, пытаясь вглядеться в лицо собеседнику, но сзади никого не было, только тихо колебался, тронутый движением чьей-то руки, тонкий стебелек подснежника. Цветок еще не успел окончательно распуститься, но уже растопил от снега своим теплым дыханием маленький островок чернозема. Старик нагнулся к нему и почувствовал, как кровь, прилив к лицу, мощно застучала в висках. Внезапно он все понял - вот он, виновник жизни!

- Вот он, вот он - этот злой колдун! - закричал Павел Савельевич, выпрямляясь, и принялся в исступлении топтать цветок. Папаха упала на землю. С дороги было видно, как седая голова старика в бешенстве трясется среди прозрачной паутины ветвей. Стая грачей, напуганная резкими выкриками сходящего с ума человека, слетела с возвышающихся над кладбищем берез и с криками закружилась над крестами. Потом силы его оставили. Он тихо сел на скамью. Им вновь завладело привычное состояние оцепенения, апатии и безразличия. Так прошел час, может больше. Наконец он встал, поднял папаху, отряхнул ее от снега и грязи. Посмотрел вокруг на истоптанную, всколоченную землю.

- Кажется, я окончательно схожу с ума, - пронеслось в голове.

- Ты просто глупый и невыдержанный старик, - послышался сзади спокойный, ровный голос двойника, - я высказал вслух все те глупые мысли, которые занимали твое воображение только для того, чтобы дать тебе силы освободиться от них.

- Ты еще здесь? Оставь меня в покое, - попросил Павел Савельевич, - я не поддамся на твои провокации.

- Может, ты разрешишь мне побыть с тобой буквально полчаса, не больше? Позволь высказаться до конца, иначе я не смогу тебе помочь.

- И через полчаса ты обещаешь меня отпустить?

- Обещаю.

- Полчаса. Не больше.

- "Думай о смерти" - говорят философы, - начал двойник новый круг своих рассуждений.

- "Помни о смерти" - говорили римляне, - поправил его Павел Савельевич.

- Все равно. Каждый имеет то, что у него в голове. Смерть не впереди, она позади нас. Ты прожил миг, он умер, он принадлежит смерти. Тот миг, которым ты живешь, смерти не принадлежит. Глупо приглашать смерть туда, где ее нет. Глупо болеть сейчас будущими болезнями, страдать будущими потерями и разочарованиями. Приглашай в драгоценный миг своей жизни только радость. Разве ты не чувствуешь, как все вокруг тебя переполнено радостью?

- C тех пор, как умерла Маша, я не знаю, что такое радость.

- Маша умерла?! - удивился двойник, - Ты приглашаешь боль в данный тебе сейчас миг бытия. Ты говоришь "умерла", подразумевая под этим словом, что Маши больше не существует. Не так ли?

- Она умерла...

- Умереть - не значит исчезнуть. Умереть - значит находиться в точке соприкосновения с вечностью. Она перестала отдавать смерти миг за мигом. Она остановила время, а значит, сделала его вечным.

- Я устал жить. Я тоже хочу умереть...

- Ты снова говоришь о смерти в будущем времени! Ты ничего не понял! - раздраженно прервал его двойник, - Глупо хотеть в будущем то, что может принадлежать только прошлому! Никто не может умереть в будущем или настоящем. Умирает только прошлое, миг за мигом. Прошлое Маши умерло до того момента, когда ты почувствовал холод ее руки. Время прекращает свой бег в последнем миге жизни бесконечное число лет, а значит, длится вечно. Миг и вечность соединяются. Она пребывает в этом миге всегда, а ты ее бросил в поисках смерти.

- Я не успеваю следить за ходом твоих мыслей. У меня болит голова, - пожаловался Павел Савельевич.

- У него болит голова! - возмутился двойник. - Ты втоптал в грязь ее любимые цветы. Цветы, которые дарили ей радость! Ты их растоптал, а теперь еще и жалуешься! Ты должен был сделать все, чтобы подснежники стояли на подоконнике! А ты их растоптал!

- Я не понимаю...

- Ах, он еще не понимает!...

- Стой! - закричал вдруг Павел Савельевич,- если бы в том миге у нее на подоконнике стояли ее любимые подснежники, то...

- Ну...

- Но как?

- Полчаса прошло. Думай. Я больше не в силах....

Голос двойника умолк.

Павел Савельевич был один. Совершенно один. Некоторое время, пораженный внезапной догадкой, он стоял в оцепенении, затем опустился на колени и принялся лихорадочно разгребать пальцами землю вокруг затоптанного им цветка. Местами она еще не окончательно оттаяла и плохо поддавалась его усилиям. Он сломал ноготь на указательном пальце правой руки, порезал в нескольких местах кожу и, наконец, осторожно, вместе с большим куском мерзлого грунта, вытащил цветок из земли. Затем положил его вместе с грунтом внутрь папахи, снял пальто и бережно обернул им папаху. Быстрыми шагами, прижимая к груди драгоценный сверток, Павел Савельевич пошел к выходу. Было уже достаточно темно. Он миновал ворота кладбища и, хоронясь от света автомобильных фар, двинулся в сторону близлежащих дач.

Дойдя до дачного поселка и поплутав немного в лабиринте участков, он выбрал один из них с большой стеклянной теплицей напротив недостроенного дачного домика. Павел Савельевич перелез через изгородь, подошел к теплице, отогнул запиравший дверцу гвоздик и зашел внутрь. Внутри теплицы было холодно, часть стекол выбита. Под дырами на земле лежал снег. Павел Савельевич положил свой сверток в угол теплицы и занялся ремонтом. Сбив замок на одной из строительных времянок, он нашел там гвозди, молоток, пилу, топор. Там же стояло несколько оконных рам со стеклами, приготовленных хозяевами для строящегося домика. Мысленно попросив у хозяев прощения за самоуправство, Павел Савельевич приладил эти рамы на местах зияющих в теплице дыр. На заделку щелей пошли комплекты рабочей одежды и рулон старой стекловаты. Закончив с ремонтом, он собрал в недостроенном домике обрезки вагонки, досок, куски пенопласта, перенес все это в теплицу и зажег там костер. Этого топлива хватило на то, чтобы растопить снег внутри теплицы и прогреть землю под костром. Когда костер почти догорел, он сгреб угли на фанерку и перенес их в центр теплицы, положил сверху углей несколько щепок и последние обрезки досок, затем разгреб землю на месте старого костра и посадил в нее подснежник. Новый костер требовал новой порции пищи. Чтобы не дать ему погаснуть, Павел Савельевич распилил два стула, стоявший во времянке стол, бросил все это в огонь и отправился на поиски. Ему повезло довольно быстро - на соседнем участке оказалась под навесом целая поленница уже напиленных и наколотых дров. Он перенес их все в свое пристанище, еще раз поправил вокруг посаженного им цветка землю и, довольный проделанной работой, сел около костра на расстеленное поверх деревянных чурок пальто.

Прошло около недели. За все это время Павел Савельевич никуда из теплицы больше не отлучался. Голода он не чувствовал, хотя питался только снегом в течении этих дней . Спал мало, больше урывками, чтобы не дать погаснуть костру. В конце концов его усилия были вознаграждены - цветок пробудился к жизни. Пересадив его в небольшой глиняный горшок и завернув все в строительную бумагу, Павел Савельевич покинул свое временное пристанище и под покровом ночи, избегая встреч с людьми, вернулся к себе домой.

Не зажигая света и даже не разуваясь, он прокрался к окну, поставил горшок с цветком на подоконник около изголовья кровати жены.

То огромное дело, которое занимало его всего целиком эти дни и ночи, было сделано. Он погладил закопченными, изрезанными мерзлым грунтом пальцами нежные лепестки цветка, облегченно вздохнул и только тогда ощутил в теле всю тяжесть нервного перенапряжения и нечеловеческой усталости. Ноги подкосились, он сел на пол и тут же умиротворенно уснул.



III

Очнулся он днем в большой светлой комнате с высокими белыми потолками. За окном комнаты через стекло были видны заснеженные верхушки деревьев. Павел Савельевич лежал на невысокой панцирной кровати. Сбоку кровати стояла тумбочка, на ней лежали какая-то книжка и стеклянный градусник. С другой стороны кровати сидела на табуретке Маша. Она держала его руку у себя на коленях и гладила пальцами запястье. Увидев, что Павел Савельевич открыл глаза, она наклонилась к его лицу, улыбнулась и ободряюще произнесла:

- Ну, вот мы и проснулись. Доктор сказал, что кризис миновал и у тебя все будет хорошо. Посмотри, - она показала рукой в сторону окна, - я принесла в палату наш подснежник.

Павел Савельевич приподнял голову над подушкой и посмотрел, куда показывала жена. На подоконнике стоял тот самый глиняный горшок, который он нашел в парнике. Высоко над краями горшка поднимался тоненький стебелек голубого цветка.

В памяти разом промелькнули все трагические события последнего времени. Павел Савельевич снова опустил голову на подушку. На ресницах выступили капельки слез, он стряхнул их тыльной стороной ладони, повернулся лицом к Маше и улыбнулся.



© Дмитрий Красавин, 2000-2024.
© Сетевая Словесность, 2000-2024.




Версия для широкого дисплея
[В начало сайта]
[Поэзия] [Рассказы] [Повести и романы] [Пьесы] [Очерки и эссе] [Критика] [Переводы] [Теория сетературы] [Лит. хроники] [Рецензии]
[О pda-версии "Словесности"]