[Оглавление]




ВВЕДЕНИЕ  В  ГИТАРНОЕ  РЕМЕСЛО

От редактора


Роберт Фрипп
Роберт Фрипп
Введение во "Введение"

Если море может "смеяться", а человек "каменеть", то ничто, похоже, не мешает уподобить людей ландшафтам. Имея в виду, что это уподобление имеет отношение к таким понятиям, как "цельность", "разбросанность", "противоречивость", "масштаб личности". Вернее, к представлению об этих понятиях.

Скажем, есть люди-ямки - и только, люди-холмики - и только. Или горы, пропасти, равнины - опять же "и только". А есть те, рельеф которых многоразличен - и горы, и реки, и пещеры, и поля, и овраги, и пустыни и т.д.; соответственно, и метеорологическая обстановка там тоже разная; соответственно, судить о цельности этих людей и понимать ее несколько труднее, чем цельность "холмиков" и "ямок". Плюс чем разнообразнее элементы их ландшафта, тем таких людей меньше.

Типичный пример нетипичного человека в пейзаже - Лев Толстой, обвинения которого в разного рода "несоответствиях" обычны и постоянны. В частности, потому, что некоторым людям трудно осознавать эволюцию не как количественное накопление, а как качественное изменение.

Подобное свойственно не только миру людей, но и миру явлений. В том числе явлению рок-н-ролла, который свел воедино ландшафты джунглей и плантаций с ландшафтами хайвеев и фабрик. И дошел до того, что запросто мог сочетать интерьер буддийского или протестантского храма с экстерьером подлодки или звездолета.

Не все могут находится одновременно в разных местах, и психологически это очень понятно. Понятна, стало быть, и агрессия, которую встретила рок-музыка у ее недоброжелателей. Самые замшелые из них пугали тем, что от нее вянут фикусы, а более, так сказать, гуманные - рассуждали о дурном влиянии, которое она оказывает на детишек. Рок-музыканты между тем продолжали возделывать свой садик, он же огородик, он же пустошь, преисподняя, эдем и т.д. Некоторые при этом ломались и уходили в обслугу, некоторые - исключительно наоборот.

А теперь совсем немного истории.

В 1969 г. в контексте рок-музыки, понимаемой именно как очень широкий контекст, появляется ансамбль, музыка и само существование которого оказываются тесно зависимы от одного человека: название этого ансамбля King Crimson, а имя человека - Роберт Фрипп. К настоящему времени, помимо активного концертирования и выпуска пластинок, совокупное число которых давно зашкалило за сотню, Фриппу удалось добиться как минимум двух вещей: 1) создать компанию звукозаписи, где пишутся он сам и близкие ему по духу музыканты, т.е. прийти к серьезной коммерческой независимости и возможности распространить ее благо на других; 2) организовать построенные на собственных принципах курсы Гитарного Ремесла (Guitar Craft course), т.е. создать традицию.

Эти курсы существуют с 1985 г., и существуют не только в Штатах, где начались, но и в Англии, Франции, Германии, Новой Зеландии, Аргентине и других странах, их прошли уже более тысячи человек, и на их базе собирается ансамбль The League of Crafty Guitarists, выпустивший уже несколько пластинок, а один из выпускников Guitar Craft даже закрепился в составе King Crimson.

Все прочее - в тексте введения к курсу самого Роберта Фриппа, имеющего столь же общечеловеческий, сколь и прикладной характер, поскольку является результатом осмысления им как своей жизненной и музыкальной практики, так и практики преподавания в Guitar Craft. То бишь, "Введение" - это вполне себе обычная штука: словесное обобщение опыта практикующего учителя, сделанное разве что посредством не совсем обычных слов.

Вступительная заметка,
перевод и комментарии
Андрея Мадисона




Гитарное Ремесло - это три вещи:

Конкретные детали каждого курса Гитарного Ремесла, как правило, не уточняются, с тем чтобы можно было индивидуально определять уровень и характер занятий. В целом же мы работаем и на индивидуальной основе, и в группах каждый день, а также проводим личные встречи, на которых сосредоточиваем внимание прежде всего на индивидуальных потребностях. Нашим намерением является передача основ умения игры на гитаре с помощью медиатора, а не обсуждение музыкальной теории.

Занятия при этом могут быть интенсивными настолько, насколько это соответствует желаниям и возможностям студента.

Мой личный опыт говорит мне, что музыка всегда готова обнаружить свое благотворное присутствие, будучи постоянно доступной для нас, но мы сами в целом не всегда открыты для этого благотворного присутствия. При определенной интенсивности занятий наше состояние способно измениться, и в точке этого изменения мы можем обнаружить, что музыка ждет нас. Так как же достичь этой точки? Основополагающее значение здесь имеет направленность внимания. Если мы не умеем управлять нашим вниманием, мы ничего не достигнем. Способность расслабляться - не менее фундаментальное условие. Мало что по-настоящему возможно, когда мы напряжены. В расслабленном состоянии, при условии, что все наше внимание сконцентрировано, мы становимся особенно восприимчивы к требованиям момента.

Вводный курс Гитарного Ремесла, или Первый Уровень, открыт для студентов любой степени подготовки - и даже для тех, у кого никакого предварительного опыта нет вообще: единственным условием является наличие желания заниматься. Акцент при этом делается на том, как играть, а не на том, что играется. Мы делимся теми принципами, которыми руководствуемся сами. Эти принципы применимы во всех сферах жизни.

Интересы студентов, которые посещают курсы Гитарного Ремесла, различны. Одни хотят стать профессиональными музыкантами. Другие посвятили себя тому, чтобы найти и утвердить принципы своего поведения в повседневной жизни. Для этих студентов гитара и игра на ней - вещи второстепенные. Некоторые студенты - музыканты со значительным стажем, у которых иссяк первоначальный порыв, приведший их к инструменту. Они приходят, чтобы заново открыть свою любовь и к гитаре, и к музыке. Друзья и знакомые вышепомянутых студентов также поступают на курсы, видя воздействие, которое оказывает Гитарное Ремесло, и желая испытать на себе введение в дисциплину ремесла.

Упражнения из серии Первичных и Вторичных упражнений, которые предлагаются на ранних курсах, специально подобраны. Первичные - обманчиво просты. Принципы, на которых они базируются, могут служить основанием для Правильной Практики, если разобраны и умно приложены студентом, пусть он даже опытный музыкант. Вспомогательные упражнения, относящиеся к обеим этим сериям, доступны и, как правило, приноровлены к индивидуальным потребностям студента, как часть развития его личной программы. Очень немногие студенты из тех, что посещают вводные курсы, готовы ко всем этим упражнениям, и ни одно из них по сей день не исчерпало своего потенциала.

Порядок и состав введения варьируются в зависимости от каждого студента, курса и страны, в которой проводится курс. Упражнения ни постоянны, ни единообразны. В этом смысле они не являются методом обучения игре на гитаре как таковым. По мере того, как наш опыт растет - и в том, что касается практикования упражнений, и в том, что касается отдачи им от студентов - упражнения видоизменяются, приспосабливаются, отбрасываются и, значит, совершенствуются. Упражнение не является самоценным, но служит проводником для принципа.

Имеется семь основных гитарных упражнений, используемых на Первом Уровне. Они называются Семь Первичных Ступеней.

Лишь немногие из студентов на вводном курсе готовы ко всем этим упражнениям, и хотя некоторые из упражнений для левой руки используются и в других школах, я не слышал о какой-либо другой школе, которая специализировалась бы на альтернативной технике перекрестного (cross-picking) щипка, практикуемой в школе Гитарного Ремесла. Ввиду важности, придаваемой развитию центра тяжести для обеих рук, мы называем этот подход Срединным Путем.

Существуют вспомогательные упражнения, которые берут свое начало в Семи Первичных Ступенях и связаны с ними, но используются в соответствии с индивидуальными потребностями каждого студента как часть работы по индивидуальной программе. Существуют и другие упражнения для первого курса - к ним прибегают в тех случаях, когда в этом возникает потребность; таково упражнение на внимательность, оно же введение в практику координации. Более сложные и тонкие техники, такие, как упражнение на передачу свойств и достижение <морального> совершенства, могут эффективно использоваться только при индивидуальной работе.

<Психофизическая> техника Алекзандера оказалась очень полезной и является составной частью большинства курсов Гитарного Ремесла.

Что касается занятий, направленных на расслабление и обострение чувства присутствия, то они связаны с нашей работой по развитию внимания, которая, в свою очередь, связана с культивированием способности вызывать это расслабленное и одновременно предельно чуткое состояние. Студенту не только не говорят, что ему надо делать, но ставят в провокационные ситуации, где ему предстоит найти достойный выход из них, сообразуясь с личными возможностями и талантом.

Музыкальный репертуар Гитарного Ремесла для ансамблей любого размера велик и постоянно растет. В основном он создается студентами Гитарного Ремесла, отчасти - в результате совместной работы. Групповая работа и взаимопомощь - отличительные черты курсов Гитарного Ремесла. Групповая работа помогла многим студентам приблизиться к собственному голосу и индивидуальности и осознать свои собственные потребности.

В курсе также оставлено место для самодеятельности студентов, когда более подготовленные из них могут оказывать помощь и поддержку другим, менее подготовленным. Кроме того, в программу входит контроль над развитием непредсказуемых ситуаций.

Организация неожиданностей - необходимый составной элемент курса.

Если музыка является творчеством (an art), а музыкант - творцом (an artist), то каков должен быть наш подход к этому в практическом плане? Курс Гитарного Ремесла, что явствует уже из названия, и есть ремесло, т.е. развитие определенных навыков игры на инструменте, которые могут использоваться в качестве прямой реакции на творческий музыкальный импульс. Проще говоря, музыкант становится хорошо подготовленным инструментом, на котором играет музыка. Мы достигаем осязаемых результатов, работая над неосязаемым. На определенной стадии сконцентированного усилия ремесло становится искусством. Это очень просто, но невероятно трудно.

Любой процесс имеет известное число ступеней, через которые мы проходим, если преследуем цель, в данном случае, научиться игре на гитаре. Каждая из этих ступеней качественно отличается от другой и опознается именно как таковая. Каждая содержит собственные вызовы. Формы, в которых являются вызовы, различны и не всегда очевидны. Если мы хотим предпринять путешествие в Гитарное Ремесло и уважаем свою цель, мы принимаем на себя Три Права и Три Обязанности.

Три Права таковы:

Там, где у нас права, там и обязанности.

Следовательно, наши Три Обязанности таковы.

На Первом Уровне мы развиваем гибкую технику, руководствуясь правилами. Это основа личной дисциплины. Однажды наработанная, дисциплина позволяет действовать эффективно, т.е. отдавать дань уважения своему предназначению. Если это трудно понять, то над этим надо просто работать.

На Втором Уровне мы применяем принципы Гитарного Ремесла для индивидуального совершенствования и освоения репертуара курса, который зачастую вырабатывается во время прохождения курса. Основой репертуара являются так называемые темы курса Гитарного Ремесла. Особое внимание уделяется работе в группах разного <по размеру> состава. Мы говорим, что есть три вида вкладов, которые мы можем сделать в работу группы.

На Втором Уровне мы часто предлагаем упражнение, призванное растянуть во времени тот момент, в течение которого наше внимание оказывается сконцентрированным. Существует несколько форм такого упражнения, но суть всех их сводится к организации сознания вокруг некоторой модели. То есть мы тренируем сознание воспроизводить все как единое целое. Однажды приобретенный, такой навык позволяет нам оставаться в контакте со всеми нотами в музыкальном произведении, какую бы конкретную ноту мы в данный момент не играли. А при дальнейшей тренировке этот навык может привести к еще большим результатам.

На Третьем Уровне мы исследуем, что же в действительности есть в нас такого, что делает нас музыкантами. В чем кроется наша способность к совершению усилия? Что происходит в тот момент, когда мы посвящаем себя чему-то? Можем ли мы применить качественную суть наших взаимоотношений с гитарой к рутинным занятиям в нашей жизни, таким, как мытье ванной комнаты, уборка в доме или приготовление пищи? Таким образом, "домашнее ремесло" и "кухонное ремесло" являются частью Третьего Уровня. Этот курс длиннее по времени и является способом выработки определенного образа жизни музыканта. Это проверка, которая разделяет людей на тех, кто действительно хотят стать профессиональными музыкантами, и тех, кто рассчитывает на шикарную жизнь благодаря музыке. Скука - обычное испытание на Третьем Уровне.

Таким образом, на этом уровне мы учимся совершать усилия и достигать посвящения. Что же требуется для того, чтобы посвятить себя чему-то? Мы оглядываемся назад на тот момент в своей жизни, когда музыка захватила нас, заглядываем вперед в тот момент, когда мы должны овладеть ремеслом, и в то же время работаем в направлении развития способности в себе к посвящению.

Первые три уровня исходят из той точки, в которой музыка является движущей силой и продвигают нас к такому состоянию, когда студент все больше и больше становится способным работать по собственной инициативе.

Четвертый Уровень - это посвящение себя жизни в музыке на продолжительный период времени. Обычный курс Четвертого Уровня длится год, и часто студент берет на этот период персональное задание. Его выполнение непременно будет подвергнуто проверке.

На Пятом Уровне начинается ученическое служение студента Гитарному Ремеслу, и он берет на себя обязательство жить в соответствии с духом данного ремесла. Попросту говоря, это вот что: поступать согласно принципам и исходить из намерений. Некоторые в результате становятся профессиональными музыкантами, что совсем не обязательно для всех.

Шестой Уровень посвящен работе по собственной инициативе, в соответствии с необходимостью и невзирая на личные симпатии и антипатии. Он характеризуется прогрессом как в умении обращаться с инструментом, так и в публичной игре на нем.

На Седьмом Уровне мы представляем себя, свое умение и свое ремесло миру. Все мы имеем свои особенности, развившиеся благодаря нашим характерам, способностям, опыту и более широкой необходимости. Так мы обретаем собственный голос.

На Восьмом Уровне мир признает нас. Это означает, как минимум, что профессиональный музыкант становится способным заработать себе на жизнь. В рамках ремесла: если то, что мы представляем миру, оказывается необходимо ему, мы признаны и приняты. Взамен мы должны быть поддержаны. В рамках коммерции: если мы даем миру то, что он хочет, мир берет наш продукт и платит за него. И в том, и в другом случае на музыканта возлагаются надежды и предъявляются требования. За этим могут последовать успех, слава и богатство. Или, если такова судьба, мы узнаем, что такое перипетия тюремного заключения. Вызов здесь в том, чтобы быть в мире, но не быть ведомым миром.

На Девятом Уровне мы отказываемся от достижений и кладем конец данному процессу. Этот конец может быть трех видов:

Девятому Уровню сопутствуют три соответствующие реакции:

Когда мы достигли своей цели и хотим остаться внутри более широкого процесса, которому мы служим, в данном случае - традиции ремесла, мы можем приступить к особой работе, которая будет иметь отношение к нашим личным талантам, характеру и опыту. Тем самым мы перейдем на Десятый Уровень. Это первая ступень нового, однако продолжающегося процесса.

От нас требуется, чтобы мы были способны на Три Опознавания:

Для некоторых из нас Гитарное Ремесло - это образ жизни. В курсе Гитарного Ремесла, говорим мы, нет места предрассудкам: мы принимаем людей такими, какие они есть.

Возможно, не все мы одинаково талантливы, не у всех нас одинаковые способности, но все мы можем быть равными в нашей преданности. Если же мы не равны в нашей преданности, то можем быть равны в наших стремлениях. Если мы стремимся к общей цели, то кое-что становится возможным. На курсе Гитарного Ремесла мы говорим: не существует ошибок. Это означает, что нет таких ошибок, которые нельзя было бы простить, кроме одной: неспособности учиться на ошибках. В курсе Гитарного Ремесла нет ничего обязательного. Мы не требуем от людей отказываться от своих верований или принимать предлагаемые им идеи. Более того, приветствуется здоровый скептицизм.

Хотя в Гитарном Ремесле нет ничего обязательного, одна вещь все-таки обязательна: воздержание от употребления наркотиков. Во многих культурах употребление наркотиков является социально приемлемым, даже полулегальным, однако оно несовместимо с участием в курсах Гитарного Ремесла. Употребление их прежде не является помехой для доступа на курсы; цена и так уплачена. Внутри же курса, хотя ничего и не обязательно, это - обязательно.

Процедура ходатайства. Предлагаемые условия проживания нормальные, хотя и не обязательно их можно назвать комфортными. Вся работа ведется на акустических гитарах с железными струнами. Студенты должны привезти с собой акустический инструмент, запасные струны и медиатор, метроном, табурет и гитарный ремень. Рекомендуется гитара фирмы Ovation Shallow Body Cutaway (модель #1867), если же она недоступна, то тогда предпочтение отдается любой другой гитаре фирмы Ovation. Студенты на американских курсах могут воспользоваться тем, что у нас установлены тесные отношения с фирмой Ovation, и местный музыкальный магазин может продать им любую модель за полцены. Рекомендуемая модель стоит 575 долларов. Студенты должны свободно владеть английским языком и быть, как минимум, 18 лет от роду.

Американские курсы проводятся в замке Клэймонт (Claymont) неподалеку от Чарлстона в Западной Вирджинии. Стоимость курсов от 625 до 725 долларов, что включает питание, проживание и обучение. Я рекомендую также, чтобы эти деньги были по возможности заработаны теми, кто желает учиться, а не взяты в долг, что стало бы очень ценной подготовкой к прохождению курса, а в определенном смысле и частью его.

Если вы хотите принять участие в курсах, пожалуйста, пишите мне по-английски, кратко указав, почему вы хотите поступить на курсы и столь же кратко сообщите о своем образовании и том опыте, который у вас имеется, если таковой имеется.



Приложение
Роберт Фрипп О Роберте Фриппе:

  • по-английски
  • по-русски



  • © Андрей Мадисон, перевод, комментарии, 2002-2024.
    © Сетевая Словесность, 2002-2024.

    – Роберт Фрипп –





    Версия для широкого дисплея
    [В начало сайта]
    [Поэзия] [Рассказы] [Повести и романы] [Пьесы] [Очерки и эссе] [Критика] [Переводы] [Теория сетературы] [Лит. хроники] [Рецензии]
    [О pda-версии "Словесности"]