[Оглавление]


А. ВЕРБНИКОВ

Дедушка Мухомор и мальчик Бананан
или
Грибники-шкурники

Глава 1. Дедушка-мухомор


Часть 1

Темному беспамятству Сергея Курехина

Здесь в лесах даже розы цветут,
Даже пальмы растут - вот умора!
Но как странно - во Франции, тут,
Я нигде не встречал мухомора.

Может быть, просто климат не тот -
Мало сосен, березок, болотца.
Ну, а может быть, он не растет,
Потому что ему не растется.

С той поры, с той далекой поры -
...Чахлый ельник, Балтийское море.
Тишина, пустота, комары,
Чья-то кровь на кривом мухоморе.

Г. Иванов

Чем бы был красен наш лес, если бы не грибы, отталкивающе-пасмурно названые в русском речевом обиходе мухоморами? Латинское название этого существа (sic, ибо про грибы "ученым" до сих пор неясно к растительному или животному царству относятся их белковые тела или вообще составляют отдельную "статью" в мире всего живого) - Amanita Muscaria. Второе слово в этом сочетании действительно означает в переводе "мушиный" или "относящийся к мухам", а первое созвучно франко-итало-испанским словам "amore", "amante" и т.п., общим корнем которых является слово "любовь", "амур", по-русски говоря. Так что - "любимец" или "любовник", или "любящий" мух? А может быть и вовсе - чуть продляя ассоциативный ряд и подключая мифолого-религиозно-культурные ассоциации, сказать "Повелитель мух", кои де любят его так, что мрут на нем от своей любви?

"Повелитель мух" - это говоря иначе, Вельзевул. Вряд ли сей ассоциативный ряд способен с легкостью выстроиться в "голове" у подавляющего (мух) большинства тех русских людей, которые знают обиходное название этого гриба ( для сравнения: английское Fly agaric - мушиный или летучий, летный летающий агарик; немецкое Fliegenpilz - мушиный или летучий, летающий гриб; французское Tue-mouche - "убей муху" или мухобой, так что русский более всего близок в этом вопросе к французскому контексту, где, если верить русскому же эмигранту во-Францию Г. Иванову, увы, нет в лесах мухоморов, даже видимо в Bois de Bouleaux, что в переводе означает " Beriozovy les",где, казалось бы, этих грибов должно быть видимо-невидимо). Но что-то такое им, вероятно, все же приходит на ум, какие-то ведьмовские, нечисто сильные, "сатанинские" ассоциации - хотя для этого, казалось бы, существует специальный отдельный экземпляр, так и называемый "Сатанинским грибом". Увы, приходится констатировать, что даже те люди, которые продают мухоморы в наши дни (за бесценок по сравнению со всеми прочими "ценными", т.е. нормально-людскими, съедобными грибами) на импровизированных рыночках возле гастрономов-остановок, практически не имеют понятия о свойствах своего товара, о степени его "ядовитости" и "полезности". Единственное - это по опыту разговоров со многими такими торговцами разных возрастов и полов - что они знают, так это то, что мухомор обладает де какими-то целебными/целительными свойствами-силами, едва ли не "волшебными", и проходит как таковой по разряду "народных средств", кои, кстати, могут быть вполне по средствам самым бедным слоям народа. Сказывают, что он заживляет ожоги, язвы, и раны внутренние и внешние, ни от чего другого не заживающие, избавляет от радикулита, служит отменным мышечным релаксантом (по словам одной целительницы из "альтернативного" медицинского учреждения г. Екатеринбурга) и, конечно, самое главное - спасает от рака или, по меньшей мере, очень отдаляет трагический исход этого "заболевания" супротив прогнозов официальной медицины.

Довольно многие наслышаны о спиртовой настойке мухомора, которую больные раком пьют по каплям или по особой схеме, увеличивая дозу с капель до 15-20 грамм, а затем, через 21 день все повторяя - так, наверное, чтобы поддерживать себя суггестивной силой медицинской науки, насквозь схематизированной подобным образом, чтобы не утерять с ней связь окончательно. Я лично знаю нескольких таких самоисцеляющихся - рак горла, желудка и т.п. - которые отказались от услуг государственных поликлиник-госпиталей, от заботы о себе, говоря иначе, людей в "белых халатах" и обратились - трудно сказать за первой или последней, скорой или неспешной - помощью к "лесным гномам" в красно-белых мантиях, скажем так. Однако статистики - опять же официальной, в противовес упорно-благожелательной молве о пользе такого лечения - не существует, и посему невозможно утверждать, является ли здесь истинным спасителем, настоящей волшебной палочкой-выручалочкой самый яркий, ярый, броский и нарядный из грибов нашего леса, или спасает "просто" вера отчаявшегося человека (которому больше нечего терять и бояться) в целительные силы Природы, во что-то более древнее-дремучее-нечеловеческое, от Земли богатырское, пусть и помеченное клеймом "нечистого", "запретного", "смертельно-опасного" всемогущим и обычно - вне случаев крайней нужды - необоримым общественным мнением.

Чтобы привести хотя бы одно более или менее официальное и мало-мальски авторитетное печатное свидетельство, процитирую финальную главку публикации удмуртского писателя О. Поскребышева в духе некогда популярных солоухинских "Камешков на ладони" из журнала "Урал" за июль 1991 года. Главка та - или головка? или шляпка? - так и называется "Мухоморы":

Возвращаюсь из леса.

- Поганок набрал, хи-хи! - засмеялись две девчушки, заглянув в мою корзину.

В ней действительно лежит несколько красных мухоморов, отделенных от обычных грибов газетной прокладкой. Признаюсь, еще несколько лет назад, увидев их в чьей-нибудь корзинке, я, наверно, тоже бы засмеялся - пусть про себя.

Мое отношение к мухоморам совершенно изменилось после одного необычного случая.

У тещи Александры Егоровны заболела нога. Началось с мозоли на пятке. Затем это место стало мокнуть. Дальше - хуже. Полугодовое лечение аптечными мазями и присыпками результата не дало. Вроде и затянется болячка - ан снова, лишь спадет короста - под нею язва. К тому же рана стала раздаваться вширь.

Словом, нехорошо. Все начало настораживать. Мысли всякие пошли.

Приехала в гости моя мама. Разговор, понятно, сразу об этом. Оглядела мама болячку и говорит:

- Добро, что время летнее. Бежи, сын, в лес и не возвращайся без мухомора.

Мы вдвоем с женой отправились. Но такая пора выдалась, что исходив с десяток километров, на великую силу нашли два плохоньких мухоморишка. Вовсе никудышные. То ли их поклевал кто, то ли сами усохли. Но что делать? Взяли, какие нашлись, принесли.

Мама их вымыла, покрошила мельченько и - в пол-литровую банку, а сверху гнет приспособила. Через двое суток крошево дало сок. Влажная мухоморная кашица и была обильно наложена на застарелую язву, а поверх ее - пленка, чтобы вата и марлевая повязка не выпили грибное снадобье.

Что дальше?

Дальше вот что скажу: можете верить или не верить, трех подобных перевязок хватило, чтобы нога зажила. Полгода, повторяю, не проходила болячка. Целых полгода!

Это было как чудо.

С тех пор я не равнодушен к мухоморам. Его красный цвет волнует и тревожит меня, словно напоминает о некой силе, которая готова помочь в случае беды. Больше того, в своей семье мы каждое лето делаем на зиму запас мухоморного настоя. Не знаю, обладает ли он целебной силой для лечения внутренних немочей. Что же касается открытых ранений ( сорвал ли кожу, порезал ли руку...), в этих случаях он - молодец. Никому не навязываю своего мнения, но увиденное собственными глазами заставило меня относиться к мухомору с большим уважением.

Конечно, он - яд, как, скажем, змеиный яд - тоже яд. Но, видимо, эта сила мухомора и борется против болезни. Не случайно же, по свидетельству знающих людей, лесные животные, заболев, пользуются этим грибом. А мы, оказавшись у природы на отшибе, почти выпав из ее гармоничного устройства, порой бездумно вредя ему, разучились владеть и ее живительными секретами.

От непознанного или непонятного всегда так легко отвернуться. А еще легче - обругать, понасмешничать, выкрикнуть что-нибудь вроде:

- Поганка!

Назад Продолжение
Содержание




Версия для широкого дисплея
[В начало сайта]
[Поэзия] [Рассказы] [Повести и романы] [Пьесы] [Очерки и эссе] [Критика] [Переводы] [Теория сетературы] [Лит. хроники] [Рецензии]
[О pda-версии "Словесности"]