[Оглавление]



ИЗ  НОВЫХ  СТИХОВ


 


* * *
    Ничего никому не даровано
    Кроме жимолости на кусте.
        Ольга Татаринова

Не воровано то, что даровано -
эта жизнь, но дана взаймы,
это небо, что вместо крова нам,
вести звёзд из забытой тьмы.

В золотые слитки спрессовано
наше время - за мигом миг,
до востребованья адресовано -
нам самим, но не напрямик

ты пойдёшь за их получением,
не дорогою столбовой,
а тропинкой, утыканной тернием,
и дойдёшь-то уже не собой,

а каким-то почти самозванцем,
и увидишь: к луже приник
зачарованный звёздным танцем
то ль двойник, то ль чужой старик.

Не даровано то, что воровано:
умыкают наши умы -
так задёшево жизнь арендована,
с потрохами взята взаймы.

Набери же побольше воздуха,
запасайся на зиму, впрок -
от тюрьмы да сумы и от посоха
зарекаться не след, a в залог

жизнь клади, чтоб взамен неё,
сшив судьбу, обрести бытие.

_^_




* * *

Нет магния,
нет волшебства,
уходит магия -
слова, слова...

_^_




* * *

Слух прошел. Зренье тоже прошло.
Обонянье и то притупилось.
Пахнет маслом прогорклым. Спасло
знанье нас или жизнь нам приснилась?

Я касаюсь тебя, как в тумане,
под сурдинку и слышу, и вижу -
ты не дальше планет и не ближе,
превратилась ты в воспоминанье.

Этот сгусток надежд и угрюмств
мне собакой на сене стеречь
иль искать в полнолунье упрямо
мандрагоровый корень безумств.

И пока прорезается речь,
Все излишки пытаюсь отсечь
Притупившейся бритвой Оккама.

_^_




* * *

Вид из окна увит плющом,
а день разбит параличом,
у этой жизни жест из жести.

Гляжу на выцветшее фото,
Там улыбается мне кто-то,
родной и незнакомый вместе -

неузнаваемый портрет:
отец и прадед, сын и дед,
есть сходство черт, различье судеб,

нет тождества, уже не будет.
Мы жили начерно и наскоро
и в сердце пронесли диаспору,

чтоб розой расцвела махровой
в неузнаваемой уже
бродяжке, нищенке-душе,

гордящейся своей обновой -
крылами бабочки-Психеи,
летящей в ночь на свет, пьянея.

2014

_^_




* * *

Сила трения
ластика о бумагу
возрастает по мере
переписывания палимпсеста,
растёт сопротивление поколений,
вымаранных из жизни.
Идут легионы:
захмелевшие хамелеоны,
осовевшие совы,
ни к чему не готовы,
осоловевшие соловьи
поют о любви,
пытаются сволочи
отбеливать в щелочи
историю, что белей
в снегах лагерей
среди пустырей,
Соловецких камней.
Клио смотрит тоскливо
на дела своих лукавых слуг,
на жрецов, пожирающих прошлое,
прислуживающих мгновению,
устремленных к зияющим вершинам будущего -
туда в жерло, пасть в пасть небытия.
Элизиум теней,
адрайские виденья -
тщета воображенья:
там сияет вечное ничто
служителям науки,
вкрадчивым стирателям,
усерднейшим старателям
на приисках мгновения,
зияющий момент
их вечный монумент.
Кто сказал, что они будут корчиться в муках?
Им, преуспевшим в науках,
суждено вечное существование
в язвительных примечаниях,
когда на страницах палимпсеста
выступит кровь
вымаранных поколений.

Законы физики
Сила трения
ластика о бумагу
возрастает по мере
переписывания
палимпсеста.
Сила инерции
преодолевается
палкой или шестом
сгоняющим кур
с насеста.
Сила тяготения
преодолевается
силой отвращения.

_^_




* * *

На мостовой образовались наледи,
по ним скользят люди и нелюди,
прижимая к груди гаджеты и планшеты,
спускаясь в преисподнюю метро,
в царство люминесцентного света,
спеша на тот свет, на службу, в контору,
где вывернув наизнанку нутро,
задернув шторы и опустив шоры,
будут знакомиться с последними новостями,
с курсом акций, ходом революций, аберраций,
люстраций, простраций и спецопераций,
но из тлена не возгорится пламя

_^_




* * *
    О, рассмейтесь, смехачи!
        Хлебников
    Понеже горьким словом моим посмеюся.
            Иеремия, 20:8

Давайте ломать комедию,
проверяя век на излом.
На бронзе времен, на меди я
оттиснул свой смех. На слом

всех трагедий сценарии,
глубокомысленный тон -
пусть скоморохи, парии
берут разгон -

где разгоняют умников,
дуракам почет,
сдирайте шкуры со шкурников,
вода не течет

только под камень лежачий,
где смеха лучи
расходятся в луже стоячей -
что ж, хохочи,

глядясь на себя в зеркало
мутных времен,
смех мой оно исковеркало -
то ли вой, то ли стон.

_^_




* * *

Взопревшие от словопрений,
они о чем-то спорят рьяно,
чтобы избавить от сомнений
народ, объединив идеей
спасительной, как долг, отвага,
величественной эпопеей
среди степей, среди бурьяна
и погрести на дне оврага.

_^_




* * *

Не отказаться б от иллюзий,
о том, что люди мы вполне,
а жизнь уже стянулась в узел,
не важно, в Бездне иль на Дне
мы провели свой век бездонный,
но нам теперь всплывать опасно,
поскольку можем ежечасно
болезнью заболеть кессонной.

А новый век рожден увечным,
убогий недоносок-век:
отец был немощным, беспечным
и вечно пьян был человек.
Когда с рубахою посконной
слезает шкура прошлой жизни,
расстаться с нею непреклонно
важней, чем жить весь век на тризне.

_^_




КОРЕННЫЕ  И  ПРИСТЯЖНЫЕ

1.

Коренные жители вырваны с корнем,
Как деревья во время бури, как зубы,
А на их месте укоренились те,
У кого корни покрепче да зубы поздоровей.

Они нутром чуют, как нужно, кишками,
Как лучше. У них шесть рук, как у Будды,
То есть шесть шустрых ножек - нужно будет
Их превратить в рабочих муравьев поскорей.

2.

Были и мы рысаками когда-то,
Были потом гусаками.
Кто-то по списку прошел в депутаты,
Кто-то - на выход с вещами.

3.

Коренные и пристяжные
давно поменялись местами,
годы были лихие -
не заметили сами,

кто-то вовсе в верблюдца
превратился - с горбами,
a теперь пора пристегнуться
поскольку взлетаем,

отключите приборы,
даже
искусственного дыхания,
друзья, до свидания,
до скорого,
Боже!

19.01. 2015

_^_




ПАМЯТИ  В. И.

Пишут, что самоубийство -
культурный институт, либо
вызван депрессией,
паранойей и шизофренией.

Параномия паранойи
или парономазия?

Смелые исследователи
застывают все же с опаской

перед чертой за которой -
последние вопросы
и последние ответы -
если нет любви,
нет ничего.

2015

_^_




* * *

Хамелеоны легко меняют окраску,
оставаясь собой. Протеев дар.
Переводчик -Протей,
меняющий обличья и пол,
жонглер, увлеченный игрой.
А если Протей
однажды забудет о своей
исходной форме, останется ли суть?
Не важно, в каком обличье.
Остаётся повторять: я есмь,
забыв, кто я такой.
Ужом вьётся, орлом парит.
Паренье - возможность
увидеть всё сразу: пространство
во времени, время в пространстве.
Потом, как всегда, придёт расплата
за знание - прозрение или падение.

Разбился Икар, а Макар
погнал телят. Дедал
построил лабиринт для Тезея,
которого нить Ариадны
привела к Ликомеду на Скирос.
Памятник победителю -
обветшавший Арго, под которым Ясон
видит свой последний сон.

_^_




НОСТАЛЬГИЯ

Мокрые спины
    еще мокрее
А сухие -
    еще суше
на работу летят
    по воздуху
и мчатся
    по суше.

Одни мечтают
    о достатке и доме
другие
    как бы подоходней
вложить
    средства.

А я вспоминаю
    о липе
что росла
    во дворе
      детства.

_^_




* * *

Не сакральное - сакраментальное,
не избытое - забытое,
моментальное -
    не ментальное
и на дне души зарытое.

Просто вспоминать слова,
чтобы, как учил Шаламов,
отыскать на дне едва
уцелевших храмов.

_^_




ПОЧТИ  РОМАНС

Не то, что бы осень, но все же не лето,
и песенка, вроде, еще не допета.

Не то, что бы дом, но и вряд ли бездомность,
не то, что бы жизнь, но и не выживанье,
не то, что бы малость, но и не огромность,
а крестики-нолики - не вышиванье,
не то, что бы данность, но требует дани.

Не то, что бы ясность, но незамутненность,
не то, что бы влажность, но некая сырость,
не то, что бы сон, но сонность, сонливость
и через мгновение рухнешь в бездонность,
а все остальное еще не приснилось.

_^_




* * *

Что-нибудь поразить -
цель, мишень,
воображение.
Или ведешь бой
с собственной тенью
на поражение.
Превращаешь
ночь в день
и в голове -
брожение.
Но еще трудней
на живую нить
пришивать к тени тень,
только тень и может
избежать тления -
на изнанке бытия
они ждут тебя -
на той стороне
забвения.

_^_



© Ян Пробштейн, 2015-2024.
© Сетевая Словесность, публикация, 2015-2024.




Версия для широкого дисплея
[В начало сайта]
[Поэзия] [Рассказы] [Повести и романы] [Пьесы] [Очерки и эссе] [Критика] [Переводы] [Теория сетературы] [Лит. хроники] [Рецензии]
[О pda-версии "Словесности"]