[Оглавление]




ПОЭТЫ НЬЮ-ЙОРКСКОЙ ШКОЛЫ

Предисловия, перевод и примечания
Яна Пробштейна

  • Фрэнк О'Хара
  • Тед Берриган
  • Джеймс Скайлер
  • Джек Спайсер
  •  
  • Джон Эшбери
  • Энн Уолдман
  • Рон Паджетт
  • Джо Брэйнард
  • Как говорил в давнем интервью Джон Эшбери (1927-2017)  1 , название "Нью-Йоркская школа" возникло спонтанно и связано было с содружеством поэтов и художников, ярко проявивших себя в конце 1950-х - 1960-х: Кеннет Кох (1925-2002), Фрэнк О'Хара (1926-1966), едва ли не самый яркий в те годы, безвременно погибший поэт, музыкант, искусствовед (его сбил грузовик, когда он отдыхал в Нантакете, штат Массачусетс), сам Эшбери, Джеймс Скайлер (1923-1991), Барбара Гест (1920-2006), а затем и примкнувшие к ним поэты следующего поколения, самым ярким из которых был Тед Берриган (1934 - 1983). Элис Нотли (р. 1945) - одна из ведущих современных американских поэтов, жена Теда Берригана, который называл себя экспрессионистом, был одновременно связан и с битниками, особенно с Алленом Гинзбергом и Джеком Керуаком, и Нью-Йоркской школой, в особенности с Фрэнком О'Харой.

    Фрэнк О'Хара поначалу был лидером группы, интеллектуал, музыкант, искусствовед и поэт. Кеннет Кох, О'Хара и Эшбери учились вместе в Гарварде, причем Кох и Эшбери были редакторами литературного журнала The Harvard Advocate, а Фрэнк О'Хара поначалу намеревался стать профессиональным музыкантом, но впоследствии перевелся на филологический факультет. О'Хара разработал синкретическую и синтетическую форму стиха, объединяя звук, цвет, музыку, живопись. Таково стихотворение "В день рождения Рахманинова":

    Нью-Йоркская школа и прежде всего сам Джон Эшбери, которому 28 июля 2017 г. исполнилось 90 лет и который покинул этот мир немногим более месяца спустя, продолжает оказывать все большее влияние на современную американскую поэзию, включая такие направления, как "Новая американская поэзия" (МакЛоу, Антин, Ротенберг, Амири Барака, Спайсер, Уоллен, Майкл Палмер), Адриана Рич, поэты-сюрреалисты Чарльз Симик и Джеймс Тейт и поэты языковой школы ("L=A=N=G=U=A=G=E"): Чарльз Бернстин, теоретик, эссеист и один из самых ярких ее представителей, Лин Хеджинян, Брюс Эндрюс, Рон Силлиман, Сьюзан Хоу, Энн Уолдман, и очень многие другие.



    * * *

    Ко второму поколению поэтов Нью-Йоркской школы относят Энн Уолдман (р. 1945), Рона Паджетта (р. 1942) и Джо Брэйнарда (1942-1994).


    Энн Уолдман (р. 1945) - автор более 40 поэтических книг, была канцлером Академии американских поэтов с 2011 по 2016. Лауреат множества премий, Уолдман была связана с поколением Битников, Нью-Йоркской школой, Джеком Керуаком и Робертом Крили. Она серьезно занималась буддизмом. Ее можно лишь условно отнести к нью-йоркской школе из-за глубокого духовного родства и дружбы с Фрэнком О'Хара и Тедом Берригэном, с которыми ее роднили экзистенциальные поиски, близость к течению американских экспрессионистов, стремление к безыскусности, к передаче чувств без прикрас.


    Нынешний канцлер Академии американских поэтов, переводчик Аполлинера и Блеза Сандрара на английский, Рон Паджетт родился в 1942 г. в городе Тулса в Оклахоме. Еще учась в средней школе начал издавать авангардистский литературный журнал "Белый голубь" (The White Dove Review) с друзьями-одноклассниками Джо Брэйнардом и Диком Гэллапом. Им удалось привлечь Аллена Гинзберга и Роберта Крили к участию в журнале, и вышло пять номеров журнала, который приобрел некоторую известность. В 1960 г. Паджетт поступил в Колумбийский университет и остался жить в восточной Гринвич-вилледж, став участником второй волны Нью-Йоркской школы. Он особенно сблизился с Тедом Берригэном, но также с поэтами-Битниками, особенно с Джеком Керуаком и Алленом Гинзбергом, с Робертом Крили, и с другом юности Джо Брэйнардом. Считалось, что Паджетт "великий американский французский поэт". Поэт, переводчик и критик Дэвид Леман писал в журнале "Поэтри" о стихах Паджетта: "В его поэзии чувствуется присутствие великих французских сюрреалистов и дадаистов", а в рецензии на "Избранные и новые стихотворения" (1995) Карен Волкман писала в "Литературном приложении" газеты "Голос Виллиджа" (Village Voice): "Это прекрасный образец неугомонного, смешного, не оставляющего читателя в покое лирического ума, "подделки", разнообразные голоса которой создают редкую и шумную оркестровку: вещи настоящей". Рон Паджетт, автор более 20 книг стихов, книг эссе и прозы, среди которых выделяется книга воспоминаний о Теде Берригане, книга о поэтах и поэзии "Прямая линия", книга избранной прозы "Работа крови" (Blood Work, 1993), был долгое время директором Поэтического проекта в церкви Св. Марка. В настоящее время живет в Нью-Йорке и Вермонте.



    Родившийся в Сэйлеме, штат Арканзас, и выросший в городе Тулса, штат Оклахома, где учился вместе с Роном Паджеттом и издавал с ним журнал, Брэйнард в 19-летнем возрасте переехал в Нью-Йорк. Художник, писатель и поэт, он быстро стал активным участником группы поэтов нью-йоркской школы, сблизился с Фрэнком О'Харой, Джоном Эшбери, Тедом Берригэном и с писателем Кенвардом Элмсли. Помимо того, что его работы выставляются в Музее современного искусства, в музее Уитни, в галерее Коркоран и других, Джо Брэйнард издал более десяти книг стихов и прозы. Он умер в 52 года от СПИДа.





    © Ян Пробштейн, 2019-2024.
    © Сетевая Словесность, публикация, 2019-2024.
    Орфография и пунктуация авторские.




    Версия для широкого дисплея
    [В начало сайта]
    [Поэзия] [Рассказы] [Повести и романы] [Пьесы] [Очерки и эссе] [Критика] [Переводы] [Теория сетературы] [Лит. хроники] [Рецензии]
    [О pda-версии "Словесности"]