[Оглавление]




"МНЕ  ЭТО  ОЩУЩЕНИЕ  ЗНАКОМО..."

(О поэзии Глеба Михалёва)


Некогда довелось услышать исключительное. Радиожурналист, ведущий передачу on-line, переспросил: "Откуда-откуда вы? Из Петербурга? Понятно. Ну, в принципе, тоже город, хоть и провинция".

Ну, так вот, Казань, в которой живет поэт Глеб Михалев, "в принципе, тоже город", как и вся эта наша "рязань-череповец-саратов-чита-находка-колыма". То есть то несчастное пространство, населенное человеками, так и не сумевшее вписаться в священный нимб московской окружной дороги.

Нет-нет! Я не хочу обидеть московских собратьев-поэтов! Ведь все мы, кто называет себя поэтами, по сути, певцы спальных районов, да и писательство - одинокое дело, как любил говаривать Хемингуэй.

В песенке поется: "Через дырку в небесах / въехал белый "Мерседес", / всем раздал по три рубля и ... проехал мимо..." Вот уж, что-что, а "Мерседес" явно не для лирического героя стихотворца Михалева. Наблюдать нашу "спальную" провинциальную жизнь удобнее через мутное окно "пазика": "дворники" вжик-вжик, а поэт - зырк-зырк. Поскольку он, поэт, существо неравнодушное, душу болящую имеющее, стремящееся запечатлеть в памяти все зигзаги жизненного маршрута, повороты и передряги дороги.

А что еще за окном "пазика"? - День, "нелепой суетою занят", долгий, "как гомеровский гекзаметр". "Споры, ссоры, перебранки... / словно чёрные вороны / прилетели спозаранку/

разбрелись по огороду / угощение почуяв... / не собрать мне урожая." Серый пейзаж, кукольный театр из серого картона (или бетона). Мир в окне "пазика" безлюден: только деревья, только столбы, только дома... Если и есть что-то одушевленное, то намечено оно небрежным росчерком, намеком, эскизом. Вот (смутно и неотчетливо) лирический герой, то качающийся "на железной ниточке с Еленой", то стоящий среди этого унылого серого пейзажа "как пугало", молчащий или "нудный, как бритье". Вот Сентябрь, наступающий на пятки, с пытливым взглядом Малюты Скуратова. А вот (иногда, но редко) - "беспечный ангел в травке луговой"...

О чем думается в обжитом транспортном средстве? - "О жизни холостой и пустяковой, / о том, как не жалеешь ни о ком и /ещё - земля качается едва- / едва..." О том, что осенний куст во дворе "светел, рыж и жив", а сам ты чувствуешь себя мышью в норе, сжавшейся и дрожащей - "всё смерть вокруг".

Очень грустно в "пазике" Глеба. И, когда выйдешь из "пазика", тоска вовсе не отпускает, "ходишь никого не любя, да и сам, собссно, никому не нужен". В доме живет темнота, в доме гуляют темные тучи. Мир черно-бел:

Но это "черно-белое кино", эти правдивые фильтры позволяют поэту видеть жизнь вокруг такой, какая она есть - без помады, без ретуши.

Глеб Михалев убедителен в своих драматических композициях. Одиночество, вынужденная изоляция героя, тревога - все правдиво передает душевное состояние жителя сегодняшней провинции. Человек зовет свою душу, пытается выговориться, но часто не находит собеседника.

Трагическая интонация, пессимистическая окраска, неудовлетворенность, искания, самоотрицание и попытки его преодоления. Лирический герой казанского поэта чувствует свою незащищенность, он живет предчувствием войны:

Ощущение войны... "Ночь тяжелым кирзачом" наступает "на татарскую столицу". "Вокруг салют! ошмётки и объедки / и рукоплещет восхищенный зал". "За грудиной / сидит и курит пушечный расчёт". "Писать стихи - становится войной, / одна строка считается за три". За окном "пазика" - листья на тротуаре, как "умирающие солдаты" или "беженцы". И "в результате - короток итог / и горек, словно дым пороховой..."

Быть собой - бремя тяжелое. Поэт, если он ощущает себя личностью, должен вынести его, это бремя. Вокруг поэта - безличный и анонимный хайдегеровский мир "man". Мир, в котором все "другие", и человек даже по отношению к самому себе является "другим", он отчужден от себя самого...

Само существование лирического героя Глеба Михалева, его exsistentia, в очерченном поэтическом пространстве хрупко и ненадежно. Он должен научиться жить и любить с постоянным сознанием этой хрупкости и конечности всего, что он любит, незащищенности любви. Глубоко скрытая боль, причиняемая этим сознанием, придает его привязанности особую чистоту и одухотворенность.

Осознание своего существования достигается поэтом через преодоление "безъязыкости своей", через нахождение в себе "вороха мелодий, цвета и запаха", через особый дар прозрения, умение увидеть, как "в сумраке лиловом, / не торопясь, нисходит с высоты / доселе не прочитанное слово..."

Стихи Глеба трагичны. В одном из стихотворений поэт признается: "Я темен".

Рассказ о стихах глубокого и тонко чувствующего поэта из Казани хотелось бы все же закончить вот чем.

В один из суровых дней, которые иногда выпадают нашей многострадальной отчизне, в очередной "черный" то ли четверг, то ли вторник, когда намеченная программа телепередач обычно ломается, и в телестудию приходят известные люди, чтобы выразить свою печаль о случившемся, забрел на огонек НТВ Николай Фоменко. Давно это было, но разговор тот врезался в память...

Чуть нагнувшись к собеседнику, Фоменко сказал тогда: "Если честно признаться, я не люблю людей". Меня точно током ударило.

Герой моего очерка, я уверен, так не скажет никогда. Мир его стихов мрачен, но печаль его светла:




© Сергей Слепухин, 2006-2024.
© Сетевая Словесность, 2006-2024.




Версия для широкого дисплея
[В начало сайта]
[Поэзия] [Рассказы] [Повести и романы] [Пьесы] [Очерки и эссе] [Критика] [Переводы] [Теория сетературы] [Лит. хроники] [Рецензии]
[О pda-версии "Словесности"]