[Оглавление]




ЯКОВ


Рита заболела. У Риты температура 39. Рита лежит на диване под тонким шерстяным одеялом и думает о том, как она будет умирать.

Рита звонит Якову и просит его погадать, поскольку Яков иногда гадает на собственных внутренностях и не должен отказать умирающей.

Рита наливает себе вина "Севастополь" в стакан для виски. Рита курит. Рита пытается читать книгу про смерть царя Дария, но буквы притворяются насекомыми и уползают со страниц прочь.

Рита разводит в пепельнице маленький дымный костёр из неизвестных денег, обнаруженных в кармане старых джинсов.

Рита включает и выключает телевизор, потому что без него - слишком тихо, но с ним голова начинает гудеть как средних размеров поющая тибетская чаша.

Рита опять набирает Якова, собираясь заплакать от слабости, но Яков сообщает, слегка задыхаясь, что он будет у Риты через 10 минут.

Рита видит прямо перед собой привидение.

Рита идёт на кухню ставить чайник и падает в обморок, мягко ударившись затылком о подлокотник старого кресла, забытого в прихожей кем-то из друзей лет 5 назад.

Рита приходит в себя у входной двери и обнаруживает, что любимый белый свитер безнадёжно заблёван чем-то оранжевым (чёрт, наверное, это моя жизнь из меня выходит, - думает Рита, - или вчерашняя хурма).

Тучный Яков медленно поднимается по лестнице, вытирая пот со лба вышитым Ритой волшебным платком.

Рита думает, что никогда больше не сможет встать, но поднимается, карабкаясь по креслу, и идёт в ванную переодеваться.

Яков открывает дверь сам, прикоснувшись указательным пальцем к замку, и вплывает в прихожую - сосредоточенным тёплым облаком.

- Рита, - говорит Яков, - ты дома? Ты жива? - и прислушивается, слегка наклонившись вперёд, похожий на большого, доброго зверя.

Яков проходит в комнату, не снимая плаща и ботинок. Яков садится на краешек дивана и взглядом включает телевизор. Яков наливает себе вина "Севастополь" в стакан для виски, которых много на журнальном столике, - и все - грязные.

Яков оборачивается на шорох и совершенно спокойно наблюдает, как в комнату входят два привидения: Рита и привидение. Яков улыбается привидению и грозит ему тяжёлым указательным пальцем. Привидение прячется за штору.

- Рита, - говорит Яков, - у тебя пахнет дымом.

- Я жгла деньги, - говорит Рита, - хотела посмотреть на живой огонь, но он оказался каким-то зелёным.

Яков взглядом придвигает к себе пепельницу и поднимает в воздух продолговатое облачко из пепла и кусочков бумаги.

- Китайские ритуальные деньги, - говорит Яков, - хм, откуда они у тебя? - и смотрит на привидение за шторой. Привидение краснеет и отворачивается.

- Не помню, - говорит Рита, - кажется, Арина подарила на прошлый день рождения, - так, в шутку, в качестве добавки к основному подарку.

Яков листает книгу про смерть царя Дария и ухмыляется.

Рита обращает внимание на происходящее на экране телевизора. Рита видит чьи-то пышные похороны, но не может толком рассмотреть, кого, всё-таки, хоронят - животное или человека. Рита слышит заунывную музыку, но она никак не вяжется с происходящим на экране, и Рита решает, что у неё - слуховые галлюцинации.

- Яков, - говорит Рита, наливая себе вина "Севастополь", - у меня, кажется, слуховые галлюцинации.

Яков смеётся.

- Нет, - говорит Яков, - это он, - и кивает в сторону привидения за шторой.

Привидение поёт, запрокинув голову. По лицу привидения текут крупные алмазные слёзы.

- Это его хоронят, - говорит Яков, грустно улыбаясь привидению, - Последний китайский лесной человек умер, - и кивает в сторону телевизора.

- Вот эта зрительная галлюцинация - китайский лесной человек? - удивляется Рита, с опаской отодвигая штору.

Привидение с тоской смотрит на Риту.

- А почему он не в Китае, а здесь? - спрашивает Рита у Якова, отметив про себя, что куда лучше себя чувствует. Яков молчит, улыбаясь. Привидение начинает рыдать.

Рита опустошает стакан и наливает себе новую порцию вина "Севастополь", пытаясь убедить себя, что бояться не следует, поскольку здесь Яков и будет потом стыдно перед ним.

- Он ждёт, - говорит Яков, обращаясь, скорей, к привидению.

Привидение, умолкнув, отворачивается и делает вид, что внимательно изучает рисунок на обоях.

- Скажи Арине спасибо, - говорит Яков, - за то, что пожелала тебе скорой смерти.

- Это как это? - удивляется Рита и роняет на ковёр пустой стакан для виски. Стакан самым подлым образом разбивается на куски.

- Нельзя дарить живому человеку деньги для мёртвых, - говорит Яков, - чревато: живой человек может умереть.

Привидение с надеждой смотрит через плечо на Якова. Яков как будто бы не замечает.

- Где ты их откопала? - спрашивает Яков почти грозно.

- Я же говорю, - пугается Рита, - Арина подарила.

- Я знаю, - мрачнеет Яков, - где ты их сегодня откопала? - и Рита понимает, что первый раз в жизни видит настолько злого Якова.

- В джинсах лежали, - говорит Рита, собираясь расплакаться от страха и усталости, - в кармане.

- А джинсы откуда? - спрашивает Яков.



- В шкафу нашла, - плачет Рита, - другого ничего не было, чтобы дома надеть.

- Ладно, прекрати, - раздражается Яков. - Хорошо, что мне позвонила, правильно. Вот этот гражданин, - Яков тычет толстым пальцем в сторону привидения, - собирался сразу после твоей смерти завладеть твоим телом.

Привидение краснеет.

- Как - после моей смерти? - Рита больше не плачет. Рита в шоке. - Да, я сегодня думала, как буду умирать, - говорит Рита, всё ещё не понимая, насколько всё серьёзно, - но это же обычные мои мысли, когда у меня 39.



- Это мы у Арины спросим, - говорит Яков, - зачем ей нужна была твоя смерть. Это не просто 39, - говорит Яков, доставая из-под плаща чудесную доску из эбенового дерева, - это не просто обморок, это не просто рвота.

Рита уже не удивляется. Рита смотрит на привидение.

Рита подходит к нему. Привидение ковыряет пальцем обои.

- Хорошо, что ты их сожгла, - говорит Яков. - Теперь этому гражданину будет чем платить на том свете за ночлег и хлеб. - Яков улыбается. - Здорово он придумал, - смеётся Яков, - стать тобой.

- Но почему - именно мной? - спрашивает Рита, гладя привидение по прозрачной спине. Привидение тихонько плачет.

- Этого я тебе сказать не могу, - говорит Яков, - потому что сам толком не знаю. Запредельный Китай куда больше обычного, - говорит Яков. - А вдруг как раз именно в эту квартиру прорастает его загробное вечное дерево?

И Рита думает:

- Очень жаль, что у меня только одно тело, - он такой несчастный, этот лесной человек, с ним грех не поделиться.

- Отойди, Рита, - говорит Яков, вынимая из кармана плаща чёрный пистолет для стрельбы скворцами.

Рита послушно отступает в сторону.

- Прощай, китайский лесной человек, - говорит Яков, - не обижайся. Вон у тебя какие похороны, - говорит Яков, прицеливаясь.

- Прощай, - говорит Рита привидению, и сердце Риты падает куда-то вниз, как будто бы стрелять сейчас будут в неё.

- А что было бы со мной, если бы я всё-таки умерла? - спрашивает Рита, когда дело сделано.

Яков внимательно смотрится в чудесную доску. На доске что-то происходит, но Рита никак не может толком рассмотреть, что именно.



- Здесь - сбежала бы в лес, - говорит Яков, - а там - и сбегать никуда не надо, сразу - на дерево. Ну что, - говорит Яков, расстёгивая плащ, - ты всё ещё хочешь узнать день своей смерти? - и Рита понимает, что её сейчас снова стошнит.

Рите лучше, но она всё равно не готова видеть внутренние органы Якова.

- Наверное, не сегодня, - говорит Рита.

Яков улыбается.

Яков наливает себе вина "Севастополь".

Рита выключает телевизор, успев обратить внимание, что последний лесной человек превратился в высокий столб зелёного огня.

Рита курит.

Рита думает, что нужно позвонить Арине, но очень не хочется.

Рита смотрит в окно. За окном медленно падает лицом вниз тёплый весенний дождь.



Следующий рассказ...
"Выкл." - Оглавление




© Константин Стешик, 2010-2024.
© Сетевая Словесность, 2011-2024.




Версия для широкого дисплея
[В начало сайта]
[Поэзия] [Рассказы] [Повести и романы] [Пьесы] [Очерки и эссе] [Критика] [Переводы] [Теория сетературы] [Лит. хроники] [Рецензии]
[О pda-версии "Словесности"]