[Оглавление]



ДВАДЦАТЬ  СОНЕТОВ  ЗНАКОМОМУ  ПОЭТУ


* 1. Привет, дружок, давненько не видались!..
* 2. В шашлычные, кафе и рестораны...
* 3. Теперь октябрь. Вершки и корешки...
* 4. Провинция. Чем дальше от столицы...
* 5. А в лужах дождь лежит - не туч супруг...
* 6. Скажи, мой друг, зачем тебе стихи?..
* 7. В словах есть смысл? - ну это как сказать...
* 8. Октябрь по это самое в дождях...
* 9. Как две избы есенинских, коровы...
* 10. Давай о счастье! Впрочем, что и как...
 
* 11. Прохладно стало. Ветер раздробил...
* 12. Не о стихах с тобою говорить...
* 13. И грянет хит! Хотим ли не хотим мы...
* 14. Пошел снежок. Как баба на сносях...
* 15. Ты утверждаешь: "Женщина и есть..."
* 16. "Который час?" "От Рождества Христова?.."
* 17. Привычка, вроде утреннего чая...
* 18. Ну, что, мой друг, опять стихотворенье?..
* 19. Да что мы все - поэзия, стихи...
* 20. И вновь октябрь так холоден и тёмен...


    1.

    Привет, дружок, давненько не видались!
    Как пишется-живется? До сих пор
    Стишками женщин балуешь, на спор
    Пленяя их словами "выси", "дали"?

    Как в юности, поди, метафорист,
    Все познаешь, по-прежнему, в сравненье?
    Но что омары лучше, чем пельмени,
    Еще вопрос. И он уже повис:

    "Не вдарить ли чего за нашу встречу?"
    Сухи слова, а значит и стихи,
    И лучше их смочит полусухим!
    ...Пишу ли сам? Примерно так отвечу:

    Поэзию терплю за то, что с ней
    Кажусь себе моложе и умней.




    2.

    В шашлычные, кафе и рестораны
    Ходить мы не приучены, не то чтоб
    Там нас смущает что-нибудь, а просто
    Живем в России долго. В прочих странах

    Подъезд, как место встречи, иль гараж
    Навряд ли обсуждаются, а мы же -
    В Череповце, понятно, не в Париже -
    Естественно - какой там эпатаж! -

    С закусками и выпивкой - в гараж,
    Где выглядим дешевле и сердитей,
    Чем на картинке из журнала витязь
    В тигровой шкуре. Но на этот раз

    Ты со стихами, друг мой, в гараже
    Нелепее, чем Сталин в неглиже!




    3.

    Теперь октябрь. Вершки и корешки
    Уже в амбарах, складах и овинах.
    Октябрь молчит, как сытая скотина -
    Ни бе ни ме. Глотая порошки

    На снег похожие, болеют огороды,
    Зализывая вспоротое брюхо.
    Сон в сонных мухах весь. А мы под мухой
    Брюзжим за жизнь и против непогоды.

    Да ты ещё про болдинскую осень
    Все уши про... Поэзия - она
    Не столько, друг мой, чувствами полна,
    Сколь мыслями о чувствах: к папиросе

    Не дым и не табак, который курим,
    А дурь влечет, точней - привычка к дури.




    4.

    Провинция. Чем дальше от столицы,
    Тем ближе к пониманию того,
    Что расстоянье - только торжество
    Пространства над событием. Случится,

    К примеру, пробежаться за трамваем
    Всего-то, скажем, метров пятьдесят,
    Как чувствуешь пространства грустный взгляд,
    Умноженный на время пониманьем,

    Что опоздал... Вот ты в стихах к чему
    Торопишься объём забить по горло
    Метафорами пышными и гордо
    Поэзией зовешь итог? Уму

    Непостижимо, как ей бедной там
    Не задохнуться - с горем пополам...




    5.

    А в лужах дождь лежит - не туч супруг,
    Так отпрыск непогоды - голый, бритый -
    Не стоит бить лежачего, мой друг,
    Как, впрочем, и менять на двух небитых

    Не стоит... Время-деньги, тут как тут,
    Побить рублем готовится и так то
    Довольно битый час. Как ты бестактен
    По отношенью к времени! - минут

    Тобой убитых, в общем-то, зазря
    Достаточно. Не столь ты слов насильник,
    Сколь раб их недостатков. Прав мобильник -
    Звонки доступней слов... Какая дрянь

    Поэзия - ведь тешит эта дама
    Как гения любого графомана.




    6.

    Скажи, мой друг, зачем тебе стихи?
    Что есть в словах, срифмованных построчно,
    Что не дает уснуть спокойно ночью,
    Будь хороши они или плохи?

    Не только свеч - и лампочки в сто ватт,
    Я думаю, игра в слова не стоит:
    Победа призрачна, всегда играют двое -
    Ты и читатель будущий. Не факт,

    Что кто-то не мухлюет, а частица
    Того, что называется душа,
    Частенько не влезает на страницу,
    Сколь чернотою буквам не дышать.

    Поэзия, как дама-недотрога -
    Не сам итог, а только путь к итогу.




    7.

    В словах есть смысл? - ну это как сказать,
    В особенности, если с выраженьем,
    Когда толпа из членов предложенья
    Бежит навстречу, выпучив глаза,

    Имея цель повиснуть на ушах
    Гирляндой новогоднею, лапшою,
    Не на душе остаться - за душою
    Храня красу словесных антраша.

    Задумался? - мол, что-то не пойму -
    Да ладно, беспокоиться не стоит:
    Лишь красота, подвластная уму,
    Достойна называться красотою.

    И смысл не в том, чтоб эту красоту
    Поймать, как говориться, на лету.




    8.

    Октябрь по это самое в дождях...
    Как ни было бы пасмурно и сыро,
    Мой друг, не раствори себе кумира
    В ночах разбухших, вспомни, как на днях

    В дороге, проходящей мимо Рима
    К пивбару и обратно, не узнал
    (Наверное, от осени устал)
    Соседа в шестикрылом серафиме.

    И в то же Время (то ещё - не ах! -
    Небритое, обросшее часами,
    Ведущее туда, куда Сусанин,
    Оно же - деньги, правда, на словах)

    Не будь в стихах, дружок, таким плаксивым,
    Уж лучше ври, как тот же мерин сивый!




    9.

    ...Как две избы есенинских, коровы,
    Жуем пахучий мякиш тишины.
    За исключеньем разве что длины
    Разлука меньше встречи. Мы готовы

    Поверить в это на слово, но слов
    Хватает лишь на то, чтобы проститься
    С надеждою, что курица - не птица,
    Зато стихи - поэзия. Трех строф

    Сонета плюс двустишие довольно,
    Чтобы о них разбиться чуть не насмерть,
    Не получив увечий, даже насморк
    Оставив с носом. Но сонет - не стольник -

    Не купишь и поэзии - ишь, птица! -
    Хотя и на неё легко купиться.




    10.

    Давай о счастье! Впрочем, что и как
    Ни понимай под этим странным словом -
    Всё не подходит точно, и такого,
    Чтоб подходило, нет наверняка.

    А ты его стихами. Ну, и как?
    Легко ли описать его словами,
    Когда вокруг и живопись и драма,
    Балет, скульптура, музыка? Строка -

    Чуть больше, чем простое приближенье
    С погрешностью процентов в двадцать пять
    К тому, что захотелось описать
    Под вдохновенье..., нет, под настроенье.

    Как прыщики стихи: растут, паскуды,
    И чешутся, не выдавишь покуда.




    11.

    Прохладно стало. Ветер раздробил
    Октябрьский воздух чуть не на нейтроны,
    Протоны, мю-мезоны, электроны.
    Немного б, и ему хватило сил

    Куда-нибудь и нас загнать дружище,
    Где кружка пива, плавленый сырок
    С десятком-парой стихотворных строк
    Становятся уже духовной пищей.

    Где строят планы: "быть или не быть"...
    "Служить бы рад - прислуживаться тошно",
    "Все мужики козлы, а бабы - кошки",
    "Начальники", - естественно, - "жлобы!".

    Где после третьей тяжесть (не в речах) -
    Ведь Русская словесность на плечах.




    12.

    Не о стихах с тобою говорить -
    О женщинах, о подвигах, о славе,
    Медсестрах, парикмахершах, о Клаве -
    Красивой однокласснице. Пари

    Держу, что ты любил ее в десятом.
    Я ж помню, как пыхтел ты, если я
    К ней прижимался что-то говоря,
    Но думая о том же. Октябрята -

    Еще я помню - бегали и раз
    Меня к ней подтолкнули. Как приятны
    Округлости на ощупь! В красных пятнах
    Ты был тогда. Примерно как сейчас,

    Когда распространяешься о личном
    Цинично, но легко и поэтично.




    13.

    ...И грянет хит! Хотим ли не хотим мы,
    Толпа демократична, суть - права,
    Хотя из песни выкинуть слова
    Не только можно, но необходимо.

    И даже все. Пускай уж лучше хором
    С костром и лесом, слезы не тая:
    "Как здорово, что... милая моя..."
    И держат пальцы верным ля-минором

    Ровесники мои. Мотив словам
    Не так уж нужен. А вообще, приятель,
    Когда есть смысл и этот смысл понятен
    На каждый звук найдутся новых два!

    Проверь себя - не надо старых песен -
    Стих - не поэзия, коль он неинтересен!




    14.

    ...Пошел снежок. Как баба на сносях
    Капризна осень поздняя, не так ли?
    Ей все не так, не в такт, она бестактна,
    И как лохмотья дни на ней висят.

    В такую пору стих пускать по миру
    Как минимум нелепо, в переплет
    Листок бумаги с ним не попадет -
    Скорее в урну. В три аккорда лира

    Едва мычит, как будто через силу.
    Нечистую. Была бы хоть луна,
    А тут - на ощупь, ладно бы - слона,
    А не слова: "Иди сюда, мой милый"...

    ...Не рассмотреть в округлостях фигуры
    Поэзию... да и литературу.




    15.

    Ты утверждаешь: "Женщина и есть
    Поэзия, слова и рифмы - форма,
    Точнее, формы женские". Бесспорно,
    Есть в дамах чувства, может даже шесть,

    Но, видимо, какие-то другие,
    Поскольку даже верная кровать,
    Которую нам с ними мять и мять,
    Понять не помогает их, нагие,

    Одетые ли дамы. Нет, одежда
    Нас с женщинами всё-таки роднит,
    Как и стихи с поэзией. На вид
    Похожи веры, любы и надежды

    Настолько, что любой - и этот! - стих
    Мы пишем исключительно для них!




    16.

    "Который час?" "От Рождества Христова?
    От сотворенья мира?" Вроде, ни к чему
    Такая точность нам, да и Ему -
    Как опытный прогульщик знаю. Словом,

    Часов не наблюдать у нас в крови.
    Нам кажется и счастье тоже в этом,
    А коль уж называешься поэтом,
    То именно в безвременье ловить

    Мгновения придётся. Время года,
    К тому же, тягомотное как раз,
    И, если говоришь: "Который час?",
    То думаешь, что день. Не без урода

    В семье: поэт - не с этими, не с теми.
    И прячется в стишки. Хотя б на время.




    17.

    Привычка, вроде утреннего чая -
    Писать стихи, когда за пятьдесят,
    Но раз купила баба порося,
    То сдача полагается печалью.

    И ты грустишь, слова в окрошку-тюрю
    Смешав, но рифмовать уже не стал,
    Не сколотив не только капитал
    На этом, но, увы, и "Анти-Дюринг".

    И пусть слова стекают с языка
    Занудной скользкой долгою слюною,
    Ты веришь в них, целуешься со мною,
    Пьянея от воды, от молока

    Со скудной похвалой, мол, тут неплохо.
    И знаешь - укусить не сможешь локоть.




    18.

    Ну, что, мой друг, опять стихотворенье?
    А впрочем, жизнь в итоге такова -
    Всем источать приходится слова,
    Как некие продукты выделенья.

    Чтоб их утилизировать нужны
    Как раз стихи, рассказы и романы,
    Столы, бумага, перья и диваны,
    Что - если посмотреть со стороны -

    Накладно обывателю. И он
    Кладёт на место книжечку - и в город,
    Где вновь кладёт - теперь уже с прибором -
    На всё. Он прагматичен и умён.

    А далее - супружеский альков,
    Где, согласись, не место для стихов.




    19.

    Да что мы все - поэзия, стихи -
    Когда вокруг такая красотища!
    Природа вдохновения не ищет -
    Сама его творит. Не от сохи

    Мы, друг мой, стихотворцы - от ума,
    От горя, от любви, от головы,
    От лени, от безделья... Ты отвык
    Иначе жить. Тем более, дома

    Настолько переполнены словами
    (Я не имел ввиду библиотеки)
    Что никакая улица, аптека,
    Фонарь не отразит. Судите сами,

    Куда от них деваться, если - раз! -
    И слово Богу в уши. Вас ист дас?




    20.

    ...И вновь октябрь так холоден и тёмен -
    Необразован, то есть - так до слёз
    Похож на осень, что и на вопрос:
    "Согреемся, мой друг?" ответа, кроме

    "По двести лучше!" трудно отыскать
    Средь вариантов: "нет", "потом", "не знаю".
    И лучше бы туда, где столик с краю
    Не хуже хаты... Только б не тоска

    Задорных рифм музыки (у попсы
    Есть свойство - забираясь в подсознанье,
    Крушить посуду)... Ну, за расставанье
    С сонетами, которыми ты сыт,

    За всё, что в них с тобой понатаскали!
    Не храм - поэзия. Но и не мастерская.



© Леонид Цветков, 2004-2024.
© Сетевая Словесность, 2005-2024.





Версия для широкого дисплея
[В начало сайта]
[Поэзия] [Рассказы] [Повести и романы] [Пьесы] [Очерки и эссе] [Критика] [Переводы] [Теория сетературы] [Лит. хроники] [Рецензии]
[О pda-версии "Словесности"]