[Оглавление]





НАРУШИТЕЛЬ

Бонифаций. Стихи. - СПб.: Красный матрос, 1997. - 42 с., 500 экз.
Бонифаций. Название. - "Знамя", N 8, 1997.


Относительно недавно в одном уважаемом журнале не приняли к печати стихотворную подборку. Случай рядовой. Менее обычной была мотивировка отказа: это, сказал редактор, не поэзия, что угодно, но не поэзия. Автором подборки был Бонифаций.

Незначительный, вообще-то, эпизод весьма иллюстративен: область существования поэзии сегодня расширена до предела, границы раздвинуты, и чаще всего именно на границах происходит самое интересное - но Бонифаций из тех, кто принципиально пересекает любые границы; для него лучшие стихи возникают там, где нельзя, там, где почти не осталось воздуха, где, чтобы выжить, нужны сверхусилия. Это не значит, что стихи Бонифация тяжеловесны, трудны; напротив, они заряжены фантастической, невообразимой легкостью: "Писать стихи -/ Это так просто! - /Берëшь и пишешь, например:/ Рика-Коста..." Вся работа остается за кадром; перед читателем же разворачивается веселое представление театра слов:

Здесь нет случайных, пустых, стоящих не на своих местах слов. Максимальная точность, спрятанная под маской детской непринужденности. "Подумал Митя: "Могут неужели/ Синхронненько, в один и тот же миг,/ Подумать об одном и том же деле/ Двое людей?" - подумал Фредерик."

Нарушая все и всяческие запреты, Бонифаций доходит в своем радикализме до естественного предела и выходит вне. Так, употребляя в стихах инвективную лексику (что в наше время не редкость), он в 1993 году выпустил книгу "срамной лирики" "Въшнiя воды", целиком состоящую из соответствующих сочинений. Вторая книга, "Стихи" - квинтэссенция минимализма: 38 стихотворений, в каждом - два слова. И резко возрастает значимость знаков препинания, начертания букв, оттенков интонации. "Футбол./ Гол!"; "свеча/ горяча"; "Рис,/ Варись..."; "Например,/ Парфюмер." Стихи исключительно выразительные, надо лишь прислушаться, присмотреться. Книга эта, вышедшая в митьковском издательстве "Красный матрос", определенным образом и оформлена, каждому двустишию соответствует забавный рисунок (художник Эврика! Джанглл); стихи стали материальными объектами, их можно пощупать, подержать в руках и, следуя давнему призыву Хармса, кинуть в окно, и стекло со звоном разобьется.

Отличительной чертой поэзии Бонифация является ее разнообразие; Бонифаций не ограничивает себя одним стилем, одним направлением - он движется во все стороны сразу. С минималистскими опытами соседствуют виртуозно сделанные палиндромы, а за ними следуют откровенно-издевательские одностишия, пародирующие жесткие принципы построения перевертышей: "Чюлок колюч"; "Комар прамок". Тезис всегда сопровождается антитезисом, утверждение - отрицанием. Бонифаций - поэт-авангардист, но свойственный классическому авангарду пафос он то и дело снижает, вытравляет, вымарывает, прикрываясь скоморошьей личиной.

Иногда кажется, что Бонифаций маниакально сосредоточен на процессе письма: он пишет о том, как пишет, и пишет о том, как пишет о том, как пишет: "Вот я пишу, пишу,/ Вот я ещё пишу,/ Пишу вот этот самый,/ Вот этот самый стих,..." Зеркала, зеркала, зеркала. Его поэзия непосредственна и рефлексивна одновременно; он естественно живет в стихе и в то же время сознательно выстраивает свой имидж поэта; в нем соединено несоединимое; он сам себе противоречит, сам себя опровергает. Этим и интересен.


"Знамя", 1997, N 12.





Некоторые рецензии и статьи
1992-2000 гг.




© Андрей Урицкий, 1997-2024.
© Сетевая Словесность, 2002-2024.





Версия для широкого дисплея
[В начало сайта]
[Поэзия] [Рассказы] [Повести и романы] [Пьесы] [Очерки и эссе] [Критика] [Переводы] [Теория сетературы] [Лит. хроники] [Рецензии]
[О pda-версии "Словесности"]