[Оглавление]




НА  ПЛОСКОСТИ,  В  КАМНЕ,  В  СЛОВЕ

метатекст с графикой

графика Б.Верниковой



Эрнст ГОМБРИХ. История искусства
---------
 (кликните по изображению, чтобы открыть его в полный экран)


Несколько цитат из книги Эрнста Гомбриха "История искусства" (М.: АСТ, 1998) на мой выбор:

 

==
Известно, что во все времена художники предлагали свои решения парадокса, лежащего в основании живописи, - как передать глубину на плоской поверхности. Кубизм если и не истолковал этот парадокс, то остроумно использовал его.

==
Клее был другом Кандинского, но его воззрения и творческий метод складывались также под воздействием кубизма, с которым он ознакомился в Париже в 1912 году. В кубистических приемах он увидел не новый способ изображения реальности, а новые возможности для игры с формами. В лекциях, читанных в Баухаузе, Клее рассказывал, как он соединял и сталкивал друг с другом различные линии, цвета, плотности … По его убеждению, в таком способе образотворчества было гораздо больше "верности природе", чем в ее рабском копировании, поскольку в художнике творит сама природа. Та самая потаенная сила, которая создала изумительные тела доисторических животных, волшебный мир подводной фауны, присутствует в сознании художника, управляя развитием его творений. Клее с наслаждением предавался неисчерпаемому богатству спонтанно возникающих образов и в этом был близок Пикассо.

==
В представлении Микеланджело искусство скульптора заключалось в том, чтобы высвободить фигуру из мраморной глыбы, наделить ее жизнью и движением в пределах пространства, очерченного изначальной формой камня. Бранкузи подходит к той же проблеме с противоположной стороны. Он словно нащупывает грань, за которой камень начинает оживать, перерастать в изображение двух слившихся в поцелуе человеческих фигур.

==
Можно с уверенностью предположить, что Генри Мур (1898–1986) хотел пробудить в нас своими скульптурами это интенсивное чувство уникальности объекта, сотворенного магией человеческой руки. Статуи Мура возникли не из разглядывания натурщиков, а из созерцания камней. Скульптор хотел что-то "извлечь" из камня - и не сокрушающей силой резца, а силой "вчувствования", угадывания "желаний" самого камня. Если в нем проступал намек на человеческую фигуру - прекрасно, но и в ней должна сохраниться природа валуна, его изначальная тяжесть. Мур намеревался не сотворить женскую фигуру из камня, а разглядеть ее в камне. Эта художническая позиция и вызвала в
XX веке подъем интереса к первобытному искусству.

==
Чем ближе мы подходим к нашему собственному времени, тем труднее становится отличить преходящую моду от непреходящих достижений
Представьте себе серьезного и непредубежденного искусствоведа 1890-х годов, задавшегося целью написать "современную" историю искусств. Никакими силами он не смог бы предугадать, что в его время историю делали три фигуры: работавший где-то на юге Франции сумасшедший голландец по имени Ван Гог; удалившийся в провинцию пожилой господин, картин которого давным-давно никто не видел на выставках, - Сезанн; и еще какой-то биржевой маклер Гоген, который, занявшись живописью уже в зрелые годы, вскоре уехал на тихоокеанские острова. Вопрос даже не в том, мог ли наш гипотетический искусствовед оценить по достоинству работы названных художников, а в том, мог ли он видеть их.

http://hiero.ru/2232756

 

Три скульптуры / Генри Мур (1957-58) - открытие формы
---------
 (кликните по изображению, чтобы открыть его в полный экран)

Генри Мур. Woman (1957-58) - открытие формы

Фото Б.Верниковой 

Иерусалим, музей Израиля, ноябрь 2007

 

На заднем плане виден Храм Книги музея Израиля, где хранятся

и экспонируются свитки Мертвого моря.

 

К первой работе серии:
Три скульптуры / Хана Орлова (1924 ) - Фернандо Ботеро, ау!

Анатолий Гланц

***

Я чаем запиваю день прошедший.
Окурок солнечного дня черпает силу в святцах
И сласти шестизначный наконечник
Во рту растает без следа, хотя и мог бы зваться
Колючим золотом химерной желтизны,

всегда мечтающим о хохоте в тумане.
Я запиваю чаем праздничные дни, -
Деньки, когда на маленьком диване
Твоих желаний сизое трюмо
Раскрыло мне краснеющий подрамник,
Певучих слов простое домино,
Поэзии первопечатный пряник.
Я брезговал тобой. Твоя с горчинкой грудь
И тонкая нога моей привычкой стала.
И я сменил ее. Как бы не так. О муть!
Твоя нога и тут меня достала.
Я чаем запиваю тайный стыд,
И пламень бигудей, и хриплый этот голос,
И ноготь острый (а сосков разбойный вид?),
И поцелуй, в который вкрался волос.
И если день пройдет (пройдет!), и может статься
(Окурок солнечного дня черпает силу в святцах),
Из темноты послышится твой смех… -
Надежный свет железного фонарьца
Разделает мне череп под орех.
 

© копирайт автора, начало 1980-х гг.,

из сборника "Год поэзии. Израиль, 2007-2008"

http://hiero.ru/2158764

 

Верникова Белла - Ничего личного

http://bellavernikova.arts.in.ua/gallery/w/274999/

 

Белла Верникова

***

паренье тел, в которых дрожь
сменилась благостью покоя
венком словесным не увьешь
а только музыкой
такое
паренье было нам дано
когда тяжелое вино
любовь в тела переливала
с движеньем тела оживала
душа
и нимбом осеняла
то, что назвать немудрено

 

из книги стихов "Прямое родство" (Одесса, 1991)

http://magazines.russ.ru/interpoezia/2008/1/ve2.html

 

 

Валерий Бодылев. МАРИНА | Антология одного стихотворения
---------
 (кликните по изображению, чтобы открыть его в полный экран)

 

Валерий Бодылев
МАРИНА

Когда с трёх сторон синева, а то и с четырёх - это кромка, граница, канва, предощущение моря, пролог. а если приблизится ураган, взревут водяные быки - сочинится морской роман, состоящий из одной строки. Вот она, облитая тусклой водой, парусиной накрыта разорванных облаков. Скрытый смысл проступает порой и теряется среди подветренных слов. Но гудит корабельной доской над подвижною бездной морской.

 

© копирайт автора, стихи из подготовленного к изданию в Одессе сборника

"Вольный город 2" (название рабочее, составитель Юрий Михайлик)
http://hiero.ru/2231551

 

из отзывов на сайте "Иероглиф"

пишет Белла Верникова:
...эта работа наглядно демонстрирует, как новации европейской живописи первой половины 20 века (Брак, Пикассо, Кандинский, Модильяни, Клее и др.) стали рабочим языком современного художника...

http://hiero.ru/2174607

http://hiero.ru/comments.php?user=bv

 

 

Татьяна Мартынова. "В семидесятых не гасили лампы..."
---------
 (кликните по изображению, чтобы открыть его в полный экран)

 

Татьяна Мартынова
***
В семидесятых не гасили лампы,
и фонари горели до полудня
в тех переулках, что, себя в эстампах
увидев раз, преображали будни.
Листва все сыпалась и сыпалась с акаций.
В коммуне жили. Женщин было двадцать.
Глаза их помню с прорисовкой острой.
Какие-то троюродные сестры
да тетки чьи-то, старших братьев вдовы -
отца иль дедушки. Шуршание по дому.
Сейчас я точно знаю, как любили
они готовить. Что могли те годы
им предложить? Дары какой природы?
О, это были чудеса! Но мы забыли.
Летейские покрыли землю воды.
Как содрогались, обступив на кухне
меня, с раскисшим судаком в кастрюле,
одесские хозяйки - беженки с Волыни
и Буковины. О, казалось, хлынет
поток! Тогда они молчали. Это муки
отчаянья. Теперь их нет, уснули.
"О, майн Гот, варить - и есть не можно!",
"О, майн Гот, на что это похоже!.." -
так, кажется, две-три из них шепнули.

© копирайт автора, из книги стихов "Столкновение" (Одесса, 2009)

http://hiero.ru/2232640

 

 

хоть в халате, в бигуди – приходи! / Игорь Иванович Павлов
---------
 (кликните по изображению, чтобы открыть его в полный экран)

Игорь Иванович Павлов. Памяти поэта

 

Игорь Павлов
* * *
Слушай, Галя, жизнь – плохая.
Приходи на чашку чая.
Хоть в халате, в бигуди –
Приходи!

Утром снова – рыжий финик,
Староконный бледный рынок.
Смотрит сверху, сер и сед,
Снисходительный рассвет.
Днем – туманно. Если кратко:
Бред. Смятенье. Лихорадка.

Слушай Галя: жизнь плохая!
Приходи на чашку чая!
Приходи сидеть, скучать,
Жесткий бублик в чай макать.

 

http://magazines.russ.ru/interpoezia/2008/2/po.html

WikipediaПавлов,_Игорь_Иванович

Биография

Родился в 1931 г., жил в Одессе

Стихи публиковались в печатных и сетевых журналах "Арион", "Октябрь", "Интерпоэзия", "22", "Крещатик", "Меценат и Мир", "Артикль" и др.

В советское время не печатался, был известен как поэт одесского андеграунда.

Победитель интернетовского конкурса "Сетевой Дюк" 2000 г. на лучшее произведение, посвященное Одессе, в категории "Поэзия".

Первая книга стихов вышла в Одессе в начале XXI века.

Один из прототипов героев "Провинциального романс-а" Ефима Ярошевского и рассказа Анатолия Гланца "Прокурор города Гайворон"

 

Чёрный птиц / Антология одного стихотворения

Освобожденный Улисс
(В книгу вошли произведения 244 авторов из 26 стран. Современная русская поэзия за пределами России. / Сост. Д. Кузьмин. Москва, 2004.)
Стихов Игоря Ивановича Павлова в этой антологии нет.

http://hiero.ru/2228155

 

 

Вл. Соловьев

 

Вл.Соловьев. Бедный друг, истомил тебя путь
http://matyuhin-songs.narod.ru/songs_rasnoe.html
романс Александра Матюхина в авторском исполнении

Владимир Соловьев

Бедный друг, истомил тебя путь,
Темен взор, и венок твой измят.
Ты войди же ко мне отдохнуть.
Потускнел, догорая, закат.

Где была и откуда идешь,
Бедный друг, не спрошу я, любя;
Только имя мое назовешь -
Молча к сердцу прижму я тебя.

Смерть и Время царят на земле,-
Ты владыками их не зови;
Всё, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.

 

................
Всем известно, что при любви непременно бывает особенная идеализация любимого предмета, который представляется любящему совершенно в другом свете, нежели в каком его видят посторонние люди. Я говорю здесь о свете не в метафорическом только смысле, дело тут не в особенной только нравственной и умственной оценке, а еще в особенном чувственном восприятии: любящий действительно видит, зрительно воспринимает не то, что другие. И для него, впрочем, этот любовный свет скоро исчезает, но следует ли отсюда, что он был ложным, что это была только субъективная иллюзия?
http://www.magister.msk.ru/library/philos/solovyov/solovv21.htm
СМЫСЛ ЛЮБВИ /три статьи Владимира Соловьева

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ СОЛОВЬЕВ (1853–1900), русский философ, поэт, публицист и литературный критик. Родился 16 (28) января 1853 в Москве, сын С.М.Соловьева, ученого-историка, автора монументальной Истории России с древнейших времен. По материнской линии отдаленный родственник украинского философа Г.С.Сковороды.
.......................
Средоточием эстетического учения Соловьева было прозрение художника, сообразное живой истине мироздания, т.е. религиозному откровению. Многие его собственные стихотворения, например, "Бедный друг! истомил тебя путь", "Милый друг, иль ты не видишь", "Вечно женственное" ("Das Ewig-weibliche"), стали программными текстами раннего русского символизма, при том что на брюсовские сборники Русские символисты (1894–1895) Соловьев, принципиальный противник "декадентства", отозвался насмешливой рецензией и меткими пародиями. Ироническая струя вообще была сильна в его художественном творчестве, о чем свидетельствуют его шуточные стихи, эпиграммы и пьеса-буффонада Белая лилия (1893).
http://www.ref.by/refs/90/39344/1.html
А.Аношин. Анализ труда "Смысл любви" В. Соловьёва

жизнь не пошла дальше того дороже

http://hiero.ru/2232406

 

из отзывов на сайте "Иероглиф"

Сыров Валерий Михайлович. Одесса, Оперный театр

пишет Белла Верникова:

дождя
художники
/танкетка/

 

Анатолий Гланц
Одесса

..........
Что нам делать? Смотреть и дышать на стекла,
раз планета намокла.

Будь, как скромный художник у колоннады,
постигающий сизую суть прохлады.
Видишь, дождик пошел? И рисует дождик
этот самый художник.

http://hiero.ru/2081777




© Белла Верникова, 2013-2024.
© Сетевая Словесность, публикация, 2013-2024.




Версия для широкого дисплея
[В начало сайта]
[Поэзия] [Рассказы] [Повести и романы] [Пьесы] [Очерки и эссе] [Критика] [Переводы] [Теория сетературы] [Лит. хроники] [Рецензии]
[О pda-версии "Словесности"]