[Оглавление]


[...читать полную версию...]



ПОЦЕЛОВАННЫЙ ВЕТРОМ

Вечер памяти Александра Сопровского в "Стихотворном бегемоте"


"Стихотворных писателей много но лишь тот поэт, у кого есть свой путь", - писал Семён Липкин в предисловии к книге Татьяны Полетаевой "Наука любви" (1995 г.). Эти слова поэта о поэте могли бы предварить и книгу Александра Сопровского "Начало прощания", выпущенную в "Библиотеке "Огонька" в1991 году.

Александр Сопровский родился в 1953 году, погиб в 1990-м. Книга вышла посмертно. Остались стихи, жена - Татьяна Полетаева, дочь Катерина, друзья: Бахыт Кенжеев, Сергей Гандлевский...

Существовала в 70-е годы ХХ века поэтическая группа единомышленников, куда входили Кенжеев, Сопровский, Гандлевский, Цветков, Полетаева. В одноимённой самиздатской антологии напечатали свои стихи Дмитрий Веденяпин, Виктор Санчук, Григорий Дашевский и другие поэты.

О "Московском времени" сейчас достаточно много информации в Интернете, стихи Кенжеева, Гандлевского, Веденяпина можно купить в книжных, а вот с Сопровским дело обстоит не так...

Конечно, вдова Александра написала о нём, при желании что-то можно найти в сети, но этого всё же недостаточно, чтобы сложилось представление о поэте. Поэтому-то так важен вечер памяти Сопровского в клубе Николая Милешкина "Стихотворный бегемот" в рамках цикла "Московское время: персоналии". Ведущие вечера - Татьяна Полетаева и Бахыт Кенжеев вели диалог о близком человеке, для обоих в некотором смысле оказавшемся учителем. Сопровский еще с университетских лет, когда он время от времени посещал студию Игоря Волгина " Луч", осознал своё призвание, выбрал свой собственный путь.

По счастью, сохранились аудиозаписи, можно послушать, как свои стихи читает автор. Но Бахыт Кенжеев уверен, что "Кто на пресненских?" он сам читает лучше. И вот стихотворение 1975 года, в основе которого миф о Волопасе, звучит дважды: в авторском исполнении и в "живом" исполнении Бахыта.. В этом-то и прелесть, и смысл живого общения на подобных вечерах: есть возможность погрузиться в контекст, в то время, когда молодые поэты жили в приподнятом настроении, в ощущении важности настоящей дружбы. А без понимания, что всех участников группы "Московское время" связывала крепкая дружба, не обойтись - и Бахыт Кенжеев, и Татьяна Полетаева, и Владимир Сергиенко, и Пётр Образцов говорили о крепости человеческих отношений. В воспоминаниях друзей много юмора. Например, история с пишущей машинкой. В те времена - дефицит! А Сопровский где-то забыл машинку "Москва", к тому же принадлежащую Полетаевой. Что делать, друзья скинулись - купили, правда, другого цвета. "Она не заметит", - сказал Сопровский. И вправду, не заметила... Работает, и ладно!

На экране фотографии поэта - детские, юношеские, а друзья вспоминают. Образцов говорит, что Сопровский его тоже научил писать стихи... Точнее, дал понять, что не надо этого делать: теперь Пётр пишет прозу.

Владимир Сергиенко, поэт, в группу "Московское время" не входил, но близко дружил с Сопровским, - тоже вспомнил что-то из той жизни, почитал стихи.

У Сопровского много посвящений друзьям.

Кажется, к дружбе так же трепетно относился и погибший на Великой Отечественной Павел Коган. У этих поэтов вообще можно найти сходство - оба очень точно чувствовали время.

Вот Коган: "Есть в наших днях такая точность...". А вот Сопровский: "Я знал наизусть моё время...".

У обоих есть стихи памяти Гумилёва, только Коган в стихотворении 1937 года "Ночь раскидала огни, неожиданная, как беда..." не мог упомянуть этого имени, а Сопровский, в 1981-м, посвящая стихотворение "Бернгардовка" Виталию Дмитриеву, так и пишет: "Памяти Гумилёва".

Александр Сопровский, абсолютно не признавая советскую власть, остро, крепко любил страну, где довелось родиться:

Стихи Сопровского появлялись в печати в США, во Франции, в Италии, Австрии, но при жизни в России - ни разу. Только переводы. Наум Коржавин назвал Сопровского одним из самых серьёзных и осмысленных поэтов поколения. "Творчество безвременно погибшего поэта открывает нам целый пласт нашей живой истории, истории нашего духа, его взаимосвязей с жизнью".

Дочь поэта Екатерина Полетаева, поэт, музыкант, рассказала, как жила с отцом в глухой деревне осенью и он, чтобы её развлечь, принёс ведро глины для лепки. И стихи, родившиеся у Сопровского в это время, прозвучали:

Некоторые стихи Сопровского прокомментировала Татьяна Полетаева - они рождались из их переписки. Кстати, и Татьяна, и Екатерина не раз уже выступали в "Стихотворном бегемоте".

Уже в 70-е годы Александр Сопровский был сильным, сложившимся поэтом. У него, как сказал Наум Коржавин, "...хватало...зоркости и чувства нормы, то есть мудрости".

Это 1974 год...


Крохотный сборник 1991 года издания завершает стихотворение 1989 года "Ноябрьский ветер запахом сосны..." Классическая простота, строгость и отточенность рифм. И особая, присущая Сопровскому интонация...

С экрана звучит голос поэта. Вечер в "Стихотворном бегемоте" заканчивается. Благодаря Николаю Милешкину в мае 2019 года вспомнили замечательного поэта его друзья, друзья друзей и все, кто "...верит в дружбу и слова, / Которых чище нет на свете..." (П. Коган). Да, продолжая цитировать Когана, можно добавить: "Не многих ветер целовал, / Но редко ошибался ветер". Сопровский из тех. Свидетельством тому - стихи, прозвучавшие на вечере.


     
Фотографии Екатерины Полетаевой



© Наталья Стеркина, 2019.
© Сетевая Словесность, публикация, 2019.
Орфография и пунктуация авторские.




(WWW) полная версия материала
[В начало сайта]
[Поэзия] [Рассказы] [Повести и романы] [Пьесы] [Очерки и эссе] [Критика] [Переводы] [Теория сетературы] [Лит. хроники] [Рецензии]
[О pda-версии "Словесности"]