Сергей Ивкин
НЕ ПРЕДАВШИЕ ДЕТСТВА
(Братья Бри. Слёзы Шороша. "Евдокия", 2011)
Говорить о книге, не раскрывая её сюжет, издевательство, не только над читателем, но и над говорящим. Потому я стану говорить о пространстве вокруг книги "Слёзы Шороша", очерчивая её границы, а пустоту внутри них пусть заполнит прочитавший саму книгу.
Для себя я разделяю книги-фэнтэзи и книги-сказки по одному простому принципу: фэнтези создаёт свою собственную магическую реальность, в которую ты входишь и учишься жить по её законам, пока они не станут тебе родными и понятными. В сказке же ты имеешь дело с магическим реализмом: то есть законы жизни те же, что и в твоей реальности, но есть выходы на иное, ты сталкиваешься и общаешься с отдельными явлениями и представителями иного внутри привычного тебе мира. Первое явление исключительно литературное, второе - всегда несёт оглядку на реальные фольклор и мифологию. Границы эти размываются регулярно, но тяготение в ту или иную сторону уловить можно.
Г.Ф. Лавкрафт - фэнтэзи, а Л. Кэролл - сказка, Дж.Р.Р. Толкин - фэнтэзи, а К.С. Льюис - сказка, Дж.Р.Р.Мартин - фэнтэзи, а Т. Пратчетт - сказка, М. Фрай - фэнтэзи, а В. Крапивин - сказка. И вот Братья Бри у меня застряли ровно посредине. Посудите сами: магическая реальность своя, но собирается она из знаковмых вещей и персонажей, читанных-перечитанных, заочно любимых из-за их родства... И при этом узнаваемые шаблоны регулярно выворачиваются из предполагаемого сюжета, отказываются поступать, как нам будет приятно, заставляют воспринимать себя в новом свете.
Для Братьев Бри мир начался с Кэрролла, но населён он помаленьку шогготами Лавкрафта, орками, эльфами и гномами - Толкина, воронами-буравухами - Мартина-Фрая. При этом моральные терзания героев, их становление, влюблённости и обиды родом из Крапивина, Льиса, Пратчетта. Любимые книги стали полноправной реальностью, они получили собственную игровую площадку и решили сами устанавливать правила.
Гномы Братьев Бри ненавидят пещеры, зато любят открытое пространство и полёты, владеют отвлекающими чарами и различны по характерам. Эльфы Братьев Бри любят людей, вступают с ними в браки, но живут много меньше, возвращаясь душами после смерти в свой Тайный город. Урукхаи Братьев Бри приходят из Ортханка наоборот. У Толкина Белая башня сначала стала кузницей урукхаев, и только с приходом энтов - озером. У Братьев Бри озеро испарилось, чтобы стать кузницей войска Повелителя Мира. Да и сам Повелитель соединён из двух образов: Адольфа Шикльгрубера (Гитлера), который мечтал в детстве стать художником, и Тёмного магистра Фрая, получившего в нежданный подарок Древнюю силу. Только Злой Гений получился мелкий, испуганный.
Обратимся к добрым персонажам. Я просто вожделел видеть троицу Поттер-Гренджер-Уизли, и в начале книги так оно и вышло, вызывая у меня приступы бурного хохота. Но Братья Бри, то ли отследили мои гримасы, то ли за что-то невзлюбили Джоан Роуллинг... Поттерианская составляющая в "Слёзах Шороша" не проросла. Тема дружбы вывернулась в сторону дружбы между Хранителями Кольца, где Горлум-Смеагорл встал рядом с Фродо и Сэмом на равных.
О течении времени в книге говорить сложнее всего. Тема Времени затрагивается регулярно, но для меня она так и не оформилась. Несколько параллельных линий, конечно, тянут тебя вдаль по сюжету, но привкус ненависти к авторам только растёт оттого, что линии сюжета внезапно растворяются в обмороках персонажей, словно вода Невидимого водопада, не достигающая в падении камней внизу. Скорее всего, задуманный эпос, не исчерпывается двумя имеющимися книгами, иначе передвижения персонажей совсем теряют смысл, и погибшие стоят рядом с живыми в полном недоумении.
Чего бы хотелось мне, как читателю? Для авторов его персонажи настолько живы, что порой авторы очень скупо описывают их внешность или наряды. С одной стороны: а о чём говорить, если есть шаблоны? С другой: характеры-то другие, получается что внешность сочиняет по ходу сам читатель. И иллюстрации могут только помешать. Но мне упоминания исключительно цвета глаз для составления образа не хватало. Не хватило мне и представления о развёртывании военных действий в целом, как это мы видим в эпосах Толкина и Мартина. Главный акцент приходится на трёх-четырёх главных героев, но эхо-то войны должно долетать. Рядом гибнут важные нам люди, а большая компания их друзей плещется в реке и удит рыбу. Хотя, от этого исчезает и сказочность, и фэнтэзийность, и появляется привкус той изначальной реальности, в которой мы быстро забываем тех, без кого только вчера не мыслили свою жизнь.
Я захлопнул обложку и смотрю в пустоту обрисованной книги, повторяя: "Сказанные слова, пусть даже ошибочные, приближают истину, несказанные - отдаляют её".
И ещё. Теперь, каждый раз, читая одно из своих любимых стихотворений у Иосифа Бродского "Он всадника себе искал средь нас", я буду знать, что этот чёрный конь нашёл своего человека в книге "Слёзы Шороша" Братьев Бри.
Приложение: Братья Бри в "Сетевой Словесности"